Больше арктического морского льда входит в северную часть Атлантического океана, чем раньше, что делает судоходство в этих водах все более опасным поздней весной, согласно новому исследованию.
Новое исследование показывает, что океанские проходы, обычно забитые льдом зимой и весной, открываются. Морской лед, обычно запертый в Арктике, затем может свободно течь через эти проходы на юг к маршрутам, используемым судоходством, рыболовством и паромными судами.
Новое исследование показывает, что арктический морской лед прошел через эти каналы в 2017 году и забил обычно открытые участки океана вокруг Ньюфаундленда в мае и июне. Ледяной покров заманил в ловушку много ничего не подозревающих кораблей и потопил несколько лодок, когда лед пробил их корпуса.
Авторы исследования пришли к выводу, что повышение температуры из-за изменения климата приводит к таянию большего количества арктических льдов, увеличению подвижности льда и открытию каналов, которые обычно закрыты льдом. Они предсказывают, что прошлогодние события могут происходить чаще в будущем, поскольку арктические температуры продолжают расти.
«Большинству людей это противоречит здравому смыслу, потому что это означает, что из-за изменения климата в высоких широтах Арктики может увеличиться ледовая опасность», - сказал Дэвид Барбер, исследователь арктического климата из Университета Манитобы в Виннипеге., Канада, и ведущий автор нового исследования в Geophysical Research Letters, журнале Американского геофизического союза. «Это то, к чему нам нужно лучше подготовиться в будущем, потому что мы ожидаем, что это явление будет продолжаться, по крайней мере, еще пару десятилетий, когда летом мы перейдем к свободной ото льда Арктике».
Неожиданная возможность исследования
Зимний морской лед распространен в северной части Атлантического океана, но лед обычно тает к маю каждого года. Примерно в это же время начинают развиваться судоходство, рыболовство и паромная промышленность, и суда обычно беспрепятственно проходят через прибрежные воды.
Но большое количество морского льда оставалось вдоль восточного побережья Канады до мая и июня 2017 года. Необычайно толстый ледяной покров застал корабли врасплох. Лед был намного толще обычного - в некоторых случаях до 8 метров (26 футов). У побережья Ньюфаундленда беспрецедентное количество кораблей, рыбацких судов и паромов застряли во льдах.
В начале июня береговая охрана Канады вывела исследовательский ледокол «Амундсен» из своей научной экспедиции для сопровождения паромов, застрявших в перегруженных морях, в открытые воды, а также для проведения поисково-спасательных операций для попавших на мель пассажиров паромов и судов, попавших в ловушку лед, так как это был единственный большой ледокол, доступный в то время.
В перерывах между поисково-спасательными миссиями Барбер и другие ученые на борту «Амундсена» использовали исследовательское оборудование корабля, чтобы выяснить, откуда взялся морской лед и почему там вообще так много льда. Они взяли образцы льда и измерили его толщину, температуру и соленость. Они использовали дроны для аэрофотосъемки ледяного покрова и спутниковые данные Канадской ледовой службы для отслеживания движения морского льда в прошлом.
Почему было столько льда?
Ледяные арки - это естественные плотины, которые зимой образуются в узких арктических каналах, таких как Ланкастер-Саунд и пролив Нэрс. Арки удерживают большую часть морского льда от движения на юг. Предыдущие исследования показали, что в 2007 году в проливе Нэрс не образовались ледяные арки, и в том же году на юг утекло рекордное количество морского льда.
Согласно новому исследованию, нечто подобное произошло в 2017 году: морской лед вокруг Ньюфаундленда имел черты льда, встречающиеся только в высоких широтах Арктики. По словам Барбера, лед, вероятно, образовался в море Линкольна к северу от Гренландии, более чем в 3 000 километров (1 800 миль) к северу от Ньюфаундленда.
Морской лед, который исследовали авторы, должен был свободно пройти через пролив Нэрса, чтобы добраться до Баффиновой бухты и, в конечном итоге, до Ньюфаундленда, что могло произойти только в том случае, если бы ледяные арки не сформировались, согласно исследованию.
Авторы исследования пришли к выводу, что повышение температуры из-за изменения климата затрудняет формирование ледяных арок каждую зиму, не позволяя им блокировать поток морского льда на юг. По словам Барбера, повышение температуры также меняет циркуляцию океана и атмосферы в Арктике, делая морской лед более подвижным.
События, подобные ледовым условиям, свидетелем которых стал Барбер, трудно предсказать, поэтому ученые и лица, принимающие решения, должны быть к ним готовы, сказал Рональд Квок, исследователь климата из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, Калифорния, который не был связаны с новым исследованием. Барбер и другие исследователи внимательно следят за льдом и не ожидают, что в этом году столько льда пойдет на юг. Но на всякий случай они проинформировали канадскую береговую охрану, чтобы для поисково-спасательных операций можно было использовать более одного ледокола.