Арктический морской лед становится весенней опасностью для судов Северной Атлантики

Арктический морской лед становится весенней опасностью для судов Северной Атлантики
Арктический морской лед становится весенней опасностью для судов Северной Атлантики

Больше арктического морского льда входит в северную часть Атлантического океана, чем раньше, что делает судоходство в этих водах все более опасным поздней весной, согласно новому исследованию.

Новое исследование показывает, что океанские проходы, обычно забитые льдом зимой и весной, открываются. Морской лед, обычно запертый в Арктике, затем может свободно течь через эти проходы на юг к маршрутам, используемым судоходством, рыболовством и паромными судами.

Новое исследование показывает, что арктический морской лед прошел через эти каналы в 2017 году и забил обычно открытые участки океана вокруг Ньюфаундленда в мае и июне. Ледяной покров заманил в ловушку много ничего не подозревающих кораблей и потопил несколько лодок, когда лед пробил их корпуса.

Авторы исследования пришли к выводу, что повышение температуры из-за изменения климата приводит к таянию большего количества арктических льдов, увеличению подвижности льда и открытию каналов, которые обычно закрыты льдом. Они предсказывают, что прошлогодние события могут происходить чаще в будущем, поскольку арктические температуры продолжают расти.

«Большинству людей это противоречит здравому смыслу, потому что это означает, что из-за изменения климата в высоких широтах Арктики может увеличиться ледовая опасность», - сказал Дэвид Барбер, исследователь арктического климата из Университета Манитобы в Виннипеге., Канада, и ведущий автор нового исследования в Geophysical Research Letters, журнале Американского геофизического союза. «Это то, к чему нам нужно лучше подготовиться в будущем, потому что мы ожидаем, что это явление будет продолжаться, по крайней мере, еще пару десятилетий, когда летом мы перейдем к свободной ото льда Арктике».

Неожиданная возможность исследования

Зимний морской лед распространен в северной части Атлантического океана, но лед обычно тает к маю каждого года. Примерно в это же время начинают развиваться судоходство, рыболовство и паромная промышленность, и суда обычно беспрепятственно проходят через прибрежные воды.

Но большое количество морского льда оставалось вдоль восточного побережья Канады до мая и июня 2017 года. Необычайно толстый ледяной покров застал корабли врасплох. Лед был намного толще обычного - в некоторых случаях до 8 метров (26 футов). У побережья Ньюфаундленда беспрецедентное количество кораблей, рыбацких судов и паромов застряли во льдах.

В начале июня береговая охрана Канады вывела исследовательский ледокол «Амундсен» из своей научной экспедиции для сопровождения паромов, застрявших в перегруженных морях, в открытые воды, а также для проведения поисково-спасательных операций для попавших на мель пассажиров паромов и судов, попавших в ловушку лед, так как это был единственный большой ледокол, доступный в то время.

В перерывах между поисково-спасательными миссиями Барбер и другие ученые на борту «Амундсена» использовали исследовательское оборудование корабля, чтобы выяснить, откуда взялся морской лед и почему там вообще так много льда. Они взяли образцы льда и измерили его толщину, температуру и соленость. Они использовали дроны для аэрофотосъемки ледяного покрова и спутниковые данные Канадской ледовой службы для отслеживания движения морского льда в прошлом.

Почему было столько льда?

Ледяные арки - это естественные плотины, которые зимой образуются в узких арктических каналах, таких как Ланкастер-Саунд и пролив Нэрс. Арки удерживают большую часть морского льда от движения на юг. Предыдущие исследования показали, что в 2007 году в проливе Нэрс не образовались ледяные арки, и в том же году на юг утекло рекордное количество морского льда.

Согласно новому исследованию, нечто подобное произошло в 2017 году: морской лед вокруг Ньюфаундленда имел черты льда, встречающиеся только в высоких широтах Арктики. По словам Барбера, лед, вероятно, образовался в море Линкольна к северу от Гренландии, более чем в 3 000 километров (1 800 миль) к северу от Ньюфаундленда.

Морской лед, который исследовали авторы, должен был свободно пройти через пролив Нэрса, чтобы добраться до Баффиновой бухты и, в конечном итоге, до Ньюфаундленда, что могло произойти только в том случае, если бы ледяные арки не сформировались, согласно исследованию.

Авторы исследования пришли к выводу, что повышение температуры из-за изменения климата затрудняет формирование ледяных арок каждую зиму, не позволяя им блокировать поток морского льда на юг. По словам Барбера, повышение температуры также меняет циркуляцию океана и атмосферы в Арктике, делая морской лед более подвижным.

События, подобные ледовым условиям, свидетелем которых стал Барбер, трудно предсказать, поэтому ученые и лица, принимающие решения, должны быть к ним готовы, сказал Рональд Квок, исследователь климата из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, Калифорния, который не был связаны с новым исследованием. Барбер и другие исследователи внимательно следят за льдом и не ожидают, что в этом году столько льда пойдет на юг. Но на всякий случай они проинформировали канадскую береговую охрану, чтобы для поисково-спасательных операций можно было использовать более одного ледокола.