Зона с низким уровнем выбросов в Лейпциге была создана в марте 2011 года, разрешая въезд только автомобилям с дизельным двигателем стандарта Евро-4 и выше, за некоторыми исключениями. Запрет на старые автомобили и последующая модернизация автопарка привели к незначительному снижению массовых концентраций PM10 и PM2,5. Однако массовая концентрация черного углерода (частиц сажи), выбрасываемых в основном дизельными автомобилями, на уличной площадке снизилась на 60 %. Эти частицы считаются наиболее опасными из-за их канцерогенных следовых соединений, таких как полициклические ароматические углеводороды. Кроме того, примерно на 70% снизилась и числовая концентрация ультрадисперсных частиц, способных проникать глубоко в легкие. Несмотря на модернизацию автомобилей с дизельным двигателем, концентрации оксидов азота не следовали этим тенденциям и оставались почти постоянными. Главным достижением Зоны с низким уровнем выбросов стало улучшение качества воздуха за счет снижения содержания наиболее опасных частиц.
Выводы являются частью совместного научного исследования Саксонского государственного управления окружающей среды, сельского хозяйства и геологии (LfULG) и Института тропосферных исследований им. Лейбница (TROPOS).
С самого начала город Лейпциг внедрил Зону с низким уровнем выбросов на самом высоком нормативном уровне. Только транспортным средствам с зелеными наклейками на выбросы разрешено въезжать в зону с низким уровнем выбросов. Зона с низким уровнем выбросов в Лейпциге покрывает примерно две трети общей площади города. Во время реализации город Лейпциг подвергался резкой критике, в основном со стороны малых и средних предприятий, которые были вынуждены обновить свой парк легковых автомобилей до современного стандарта. Город Лейпциг получил окончательный отчет «Влияние зоны с низким уровнем выбросов на качество воздуха» от Саксонского государственного управления окружающей среды (LfULG) и Института тропосферных исследований им. Лейбница (TROPOS). Окончательный вывод доклада был очень положительным. Ученые обоих институтов дополнили регулярные наблюдения за качеством воздуха дополнительными измерениями и исследовали изменения за семилетний период. Данные предоставили тринадцать станций мониторинга в Саксонии. На семи из этих 13 станций были дополнительно измерены черный углерод и ультрадисперсные частицы. Хотя эти измерения частиц законом не предусмотрены.
Чтобы оценить оценку зоны с низким уровнем выбросов, ученые определили снижение выбросов черного углерода и ультрадисперсных частиц из выхлопных газов на улице с учетом концентраций, измеренных на городском фоне. Уменьшение черного углерода и ультратонких частиц было наиболее значительным на измерительной станции «Лейпциг Митте» (Центральный Лейпциг). Это измерительная станция на перегруженной внутригородской кольцевой дороге. Там массовая концентрация канцерогенных частиц сажи снизилась примерно на 60 %, а числовая концентрация ультрадисперсных частиц снизилась примерно на 60 %. 70%. «Это значительно снизило токсический состав твердых частиц», - подчеркнул профессор Альфред Виденсолер из TROPOS. «С точки зрения массовой концентрации ТЧ это снижение соответствует лишь примерно 5%. Поскольку эти частицы, однако, являются частью высокотоксичной фракции мелкодисперсных твердых частиц, риск для здоровья населения был значительно снижен. Таким образом, зона с низким уровнем выбросов была значимая и успешная мера городской администрации Лейпцига по защите здоровья своих граждан », - резюмировал эксперт по качеству воздуха Гюнтер Лёшау из LfULG.
Представитель города также сделал положительный вывод: «Внедрение зоны с низким уровнем выбросов в Лейпциге соответствовало нашей юридической ответственности и являлось последовательным шагом для достижения значительного улучшения состояния здоровья горожан и гостей города. города», - заявил Хайко Розенталь, мэр города Лейпцига по вопросам окружающей среды, порядка и спорта. С самого начала в Лейпцигской зоне с низким уровнем выбросов в город допускались только автомобили с зеленой наклейкой, что значительно ускорило модернизацию и, таким образом, очень быстро снизило выбросы твердых частиц автомобилей. «При этом нам удалось смягчить необходимый баланс между запретом транспортных средств, с одной стороны, и исключениями, с другой, но при этом не упустить из виду реальную цель создания зоны с низким уровнем выбросов», - Розенталь. продолжение.
С модернизацией автопарка ускорился эффект зоны пониженного выброса. Однако доля дизельных автомобилей, зарегистрированных в Лейпциге, выросла с 19 до 26% в период с 2010 по 2016 год, что привело к негативным последствиям: в то время как содержание черного углерода и числовая концентрация ультрадисперсных частиц уменьшились, концентрация газообразных оксидов азота (NOx) осталась на прежнем уровне. слишком высоко.
Ученые подчеркнули, что необходимо приложить усилия для дальнейшего улучшения качества воздуха с точки зрения защиты населения. Это касается не только превышения предельного значения по диоксиду азота (NO2), но и по твердым частицам. Было бы неправильно отдыхать, так как установленный законом предел содержания твердых частиц (PM10) соблюдается с 2015 года. Сказались бы не только меры по загрязнению воздуха, но и метеорологические условия с мягкой зимой.
Заключительный отчет «Влияние зоны с низким уровнем выбросов в Лейпциге на качество воздуха» теперь доступен для скачивания всем желающим на немецком языке: