Бульдозеры над Альмани угрожают большому подорлику

Авторы: Алеси Башарымава, Ален Рамановская и Гуй-Си Янг
Строительство дороги через белорусские Алманы-болота разрушает древние болота в одной из важных территорий страны для птиц и биоразнообразия. В условиях опасности глобально угрожаемых видов, таких как большой подорлик, наш партнер APB - BirdLife Belarus возглавляет инициативу по остановке бульдозеров
Два года назад планы «Лесной дороги №3» незаметно получили официальное одобрение в министерстве в Минске. Строительные работы начались без лишнего шума в августе 2017 года. А в начале этого лета - и совершенно случайно - защитники природы были встревожены, обнаружив, что происходит. Бульдозеры разоряют белорусские Алманы болота (Альманские болота), крупнейший комплекс нетронутых естественных болот в Европе. Планируется 20 км дороги, не менее 6 км по древнему болоту.

Разрушения, нанесенные природе, поразительны, и возникает вопрос: как планы строительства на охраняемых территориях позволили им пройти процедуру воздействия на окружающую среду в стране? Если чиновники надеялись избежать публичных дебатов по дороге, они сильно просчитались. Наш партнер BirdLife, APB, возглавляет инициативу по прекращению строительства дороги, информируя общественность о том, что именно поставлено на карту.
Дорога, несомненно, изменит уникальный ландшафт Альмани. Он будет действовать как дамба: с одной стороны болото будет собирать воду, постепенно превращаясь в водохранилище; с другой стороны, дренаж иссушает болото. Так или иначе, местная флора и фауна сильно пострадают. Это тем более тревожно, что национальный заповедник дикой природы составляет около 942 км.2 Болот и весь ареал BirdLife IB (важная территория для птиц и биоразнообразия), где обитают потрясающие виды, такие как черный аист, короткопалый орел, обыкновенный журавль и бородатая неясыть.

Экологи особенно обеспокоены воздействием дороги на популяцию большого подорлика. Беларусь - одна из немногих стран, где все еще можно встретить этот вид, находящийся под угрозой исчезновения, и здесь проживает самая большая популяция в стране (18-20 пар). Этот орел чрезвычайно чувствителен к нарушениям со стороны человека, и орнитолог доктор Валерий Дамбровский отмечает, что «Место гнездования большого подорлика находится всего в одном километре от того места, где строится дорога. Совершенно очевидно, что изменение среды обитания, а также другие тревожные факторы повлияют на птиц ».

APB – BirdLife Беларусь уже обратилась в прокуратуру и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в надежде добиться немедленного судебного запрета на строительство. В долгосрочной перспективе очевидно, что болота Алмани должны получить официальный статус «заповедника дикой природы», поскольку наличие заповедника дикой природы не препятствует экономической деятельности. APB также надеется, что международное вмешательство все же может обеспечить судьбу всей территории Припяцкого Палессья, включая Алманы, с подготовкой предложения всемирного наследия ЮНЕСКО на следующий год. После недавнего объявления о том, что правительство планирует построить больше дорог, древним торфяникам Альмани, возможно, не придется так долго ждать.

АлесиБашарымав - специалист по связям с общественностью, АПБ BirdLife Беларусь
Английский перевод предоставлен Ален Рамановской
Гуй-Си Янг - редактор, BirdLife Europe & Central Asia
Европа и Центральная АзияБеларусь