Используя передовые технологии визуализации мозга, чтобы наблюдать, как современные люди изготавливают древние инструменты, нейроархеолог из Университета Индианы обнаружил доказательства того, что человекоподобный способ мышления мог появиться еще 1,8 миллиона лет назад.
Результаты, опубликованные 8 мая в журнале Nature Human Behavior, связывают появление человеческого познания с появлением Homo erectus, раннего обезьяноподобного вида человека, впервые обнаруженного в Африке, эволюция которого предшествовала неандертальцам почти на 600 лет., 000 лет.
«Это важный результат, потому что обычно считается, что наши самые современные формы познания появились совсем недавно с точки зрения истории эволюции человека», - сказал Шелби С. Патт, научный сотрудник Института каменного века в Университете Индианы, который является первым автором исследования. «Но эти результаты показывают, что переход от обезьяньего к человеческому мышлению и поведению произошел на удивление рано».
Выводы исследования основаны на активности мозга современных людей, которых научили создавать два типа древних инструментов: простые «отщепные инструменты» олдованской эпохи - немногим больше, чем разбитые скалы с зазубренными краями - и более сложные ашельские эпохи. ручные топоры, напоминающие большой наконечник стрелы. Оба образуются путем дробления камней с помощью процесса, известного как «отбивание кремня».
Олдуванские инструменты, впервые появившиеся около 2,6 миллионов лет назад, являются одними из первых, которыми пользовались предки человечества. Использование инструментов ашельской эпохи датируется от 1,8 миллиона до 100 000 лет назад.
Путт сказал, что нейроархеологи обращаются к современным людям, чтобы понять, как дочеловеческие виды развили познание, поскольку акт мышления - в отличие от окаменелых костей или древних артефактов - не оставляет физических следов в археологических записях.
Методы, используемые для проведения исследований современных людей, создающих древние инструменты, до недавнего времени ограничивались технологией визуализации мозга. Предыдущие исследования зависели от помещения людей в пределы функциональной машины магнитно-резонансной томографии - по сути, узкой ментальной трубки - для наблюдения за активностью их мозга во время просмотра видеороликов о людях, создающих инструменты.
Исследование Патта, напротив, использовало более совершенную функциональную спектроскопию в ближней инфракрасной области - устройство, напоминающее легкую шапочку с многочисленными проводами, используемое для освещения кожи головы высокочувствительными лазерами - для наблюдения за активностью мозга у людей, когда они учились скрафтить оба вида инструментов своими руками.
В ходе исследования 15 добровольцев научили создавать инструменты обоих типов с помощью устных инструкций с помощью видеозаписи. Еще 16 добровольцам были показаны те же видеоролики без звука, чтобы научиться изготовлению инструментов с помощью невербального наблюдения. Эти эксперименты проводились в лаборатории Джона П. Спенсер в Университете Айовы, где Патт получила докторскую степень. до прихода в IU. Спенсер теперь преподаватель Университета Восточной Англии.
Результаты сканирования мозга показали, что для создания более простых олдованских инструментов требовалось зрительное внимание и двигательный контроль. Гораздо большая часть мозга была задействована в создании более сложных ашельских инструментов, включая области мозга, связанные с интеграцией зрительной, слуховой и сенсомоторной информации; руководство зрительной рабочей памятью; и планирование действий более высокого порядка.
"Тот факт, что эти более продвинутые формы познания были необходимы для создания ашельских ручных топоров, а не более простых олдованских инструментов, означает, что дата этого более похожего на человека типа познания может быть отодвинута как минимум на 1,8 миллиона лет назад., самые ранние из этих инструментов обнаружены в археологических записях», - сказал Путт. «Поразительно, но эти части мозга - это те же области, которые задействованы в современной деятельности, такой как игра на фортепиано."