Что происходит с лодками? Лиссабонское землетрясение 1755 года и португальская грамотность, вызванная цунами

Что происходит с лодками? Лиссабонское землетрясение 1755 года и португальская грамотность, вызванная цунами
Что происходит с лодками? Лиссабонское землетрясение 1755 года и португальская грамотность, вызванная цунами

В своей статье, опубликованной на этой неделе в журнале Geosphere, авторы Клара Васконселос, Джоанна Торрес и Джоана Коста указывают на необходимость продолжения образования в области геолого-геофизических наук по теме цунами и других опасностей, связанных с землетрясениями.

Васконселос и его коллеги используют землетрясение 1 ноября 1755 года в Лиссабоне, Португалия, в качестве основы для своего исследования. Землетрясение с магнитудой по шкале Рихтера от 8,6 до 9 баллов является одним из крупнейших в истории человечества. Мало того, на город обрушилось цунами, и он был охвачен огнем.

Землетрясение и его последствия остаются частью памяти поколений местных жителей, но молодые группы забыли о нем или не слышали о нем.

Основной целью этого исследования было оценить научную грамотность граждан Португалии в отношении цунами и проанализировать их знания, связанные с землетрясением 1755 года. Васконселос и его коллеги провели 206 структурированных интервью и попросили общественность сотрудничать. В начале интервью людям показывали рисунок, изображающий эпицентр цунами и три лодки в разных местах. Их попросили решить, какая лодка, по их мнению, пострадает больше всего. Только 42,7% опрошенных дали правильный ответ, что лодка номер три (ближайшая к берегу) получит наибольшие повреждения. Столь же высокий процент респондентов (43,4%) выбрали лодку 1 (самую дальнюю от берега), а 13,6% респондентов выбрали лодку 2 (посередине).

Анализируя результаты этого и других вопросов, авторы обнаружили, что люди продемонстрировали недостаток знаний о цунами, в том числе о событии 1755 года. Тем не менее, большинство опрошенных признали необходимость знать больше об этих вопросах.

Авторы заключают, что эти данные указывают на важность включения исторических, социальных и научных вопросов в программы по наукам о Земле, что придает большее значение обучению сейсмическим рискам, их предотвращению и возможным мерам реагирования.

Они пишут: «Если мы хотим, чтобы граждане были активными и играли ответственную роль в развитии собственного общества, эти исторические общественно-научные вопросы должны быть четко и решительно рассмотрены на уроках».