Если вы живете в небольшом сообществе, где рыболовство является вашим основным источником дохода и питания, трудно услышать, что вам, возможно, придется замедлить, остановить или изменить свою деятельность, чтобы более устойчиво управлять своими рыбными запасами.
Устойчивое рыболовство становится еще более сложным, когда восстановление занимает значительное время, и это ограничение ставит вас в кажущееся невыгодное экономическое положение. Таких ограничений и неопределенности достаточно, чтобы потенциальные устойчивые рыбаки могли вернуться к неустойчивым методам.
«Я думаю, что всегда трудно убедить людей делать что-то иначе, чем в прошлом, особенно когда это может повлечь за собой некоторые краткосрочные затраты», - сказал Гэвин Макдональд, исследователь экологического рынка Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Лаборатория решений (emLab), дочерняя компания Bren School of Environmental Science & Management. «Рыбаку, безусловно, тяжело, когда он больше не может ловить рыбу в определенном районе или когда он больше не может использовать определенный тип снастей».
И все же необходимы широкомасштабные изменения в методах рыболовства, если океан должен оставаться жизнеспособным источником пищи и дохода для прибрежных сообществ. Для некоторых это может означать менее агрессивный промысел, чтобы пополнить запасы; для других это может означать использование других снастей, чтобы избежать ненужного прилова и повреждения ценной среды обитания. Третьим, возможно, придется придерживаться новых требований к отчетности, чтобы отслеживать количество рыбы, выловленной из их вод. Это новое поведение бросает вызов стандартной практике и даже социальным нормам небольших рыбацких сообществ. Так как же стимулировать необходимые изменения, даже несмотря на первоначальные недостатки?
Это был вопрос, на который McDonald, коллега Bren School и исследователи emLab Молли Уилсон, Микаэла Клеменс и Стив Гейнс, а также сотрудники из других партнерских учреждений пытались ответить. И в статье, опубликованной в журнале Conservation Biology, они нашли эффективную стратегию, которая поможет заполнить пробел: социальный маркетинг.
Не путать с маркетингом в социальных сетях или устойчивым маркетингом, социальный маркетинг в первую очередь делает упор на общественное благо. Возможно, вы встречали такие сообщения в рекламе с изображением медведя Смоки или в тех, которые обращают внимание на опасность вождения в нетрезвом виде. По мнению исследователей, методы социального маркетинга «можно использовать в этих случаях, чтобы помочь менеджерам преодолеть краткосрочные проблемы, связанные с внедрением новых режимов управления ресурсами, путем корректировки социальных норм и улучшения восприятия сообществом управленческих вмешательств."
В частности, исследователи исследовали воздействие программы Fish Forever, цель которой - помочь мелким прибрежным рыбакам поддерживать и управлять своими собственными ресурсами. Был оценен 41 объект Fish Forever в Индонезии, на Филиппинах и в прибрежной Бразилии, работавший в период с 2014 по 2017 год.
«Стратегия программы включала кампании «гордости», направленные на повышение гордости и поощрение рационального использования уникальных местных природных ресурсов, а также на изменение общественного восприятия рыбной ловли с соревновательного на кооперативное», - сказал соавтор Уилсон. Кампания приняла форму сообщений, ориентированных на сообщество, включая парады, транспаранты, радио и телевидение. Программа под руководством сообщества также предоставила менеджерам инструменты поддержки принятия решений, чтобы помочь своим сообществам создать TURF-заповедники - районы, наделенные правами территориального использования для рыболовства - в сочетании с запретными зонами, обе из которых были предназначены для улучшения местного биологического и социально-экономические условия.
Команда опросила домохозяйства в сообществах, чтобы определить, изменилась ли поддержка устойчивых методов рыболовства во время реализации программы, и насколько хорошо сообщества приняли эти методы.
Хотя меры по конкретным показателям различаются в зависимости от страны, результаты исследования показали в целом положительные результаты во всех сообществах с точки зрения их поддержки устойчивого рыболовства.
«Это говорит о том, что Fish Forever создает социальные условия, необходимые для изменения поведения в сторону более устойчивых методов рыболовства», - сказала соавтор Клеменс. Важно отметить, что даже когда значения экологических показателей и индикаторов средств к существованию были отрицательными или нейтральными по сравнению с первоначальными измерениями (в соответствии с краткосрочными потерями, которые ожидаются в результате перехода к стратегиям устойчивого рыболовства), исследователи обнаружили усиление поддержки сообщества.
Исследователи высоко оценивают масштабируемый и настраиваемый подход, который программа Fish Forever предлагает каждому сообществу, что дает местным жителям возможность определить свои конкретные цели и методы управления, которые они будут использовать для достижения этих целей.
«Например, талисманы, используемые в каждой кампании прайда, различаются между сайтами, чтобы представлять важные целевые виды», - сказал Макдональд. Кроме того, он отметил, что участки могут применять различные типы управленческого контроля в зависимости от того, что наиболее подходит для их промысла, и устанавливать границы TURF-заповедников на основе целей сообщества и биологического перемещения целевых видов.
«Вмешательство привлекает рыбаков на протяжении всего процесса проектирования, чтобы гарантировать, что новые правила разработаны, чтобы помочь им в конечном итоге достичь своих целей», - сказал Макдональд..