Долгожданное спасение ценной шелковой туники

Долгожданное спасение ценной шелковой туники
Долгожданное спасение ценной шелковой туники

До сих пор тяжелое стекло весом около 80 кг не позволяло восстановить в Милане ценную многовековую шелковую тунику, приписываемую Святому Амвросию. С помощью команды реставраторов и перевозчиков произведений искусства археологу из Боннского университета теперь удалось освободить произведение искусства, тунику, от ее тяжелого груза, сохранить ткань и, таким образом, сохранить ее для потомков.

Уже в раннехристианской церкви реликвии были широко распространены. Религиозно почитаемое наследие святых также включает, например, ткани. Таким образом, Святому Амвросию приписывают ценные шелковые одежды в Милане. Святой покровитель города жил в четвертом веке, и его прах покоится в базилике Сант-Амброджо, носящей его имя. Будучи епископом императорской резиденции в Милане, Амвросий настаивал на почитании реликвий, и, например, амброзианские песнопения также восходят к его времени.

«Шелковые одежды, которые почитаются как реликвии святого, также включают изысканно красивую тунику», - говорит профессор Сабина Шренк из отдела христианской археологии Боннского университета. Разрушительное воздействие времени сказалось на ценном текстиле, однако провести новые работы по консервации не представлялось возможным, поскольку шелковая туника много лет хранилась в Милане под тяжелым стеклом весом около 80 кг. «Стекло предназначалось для защиты реликвии, - сообщает Шренк. «Однако шелковая ткань создавала волны внизу, и большой вес стекла повреждал вековые волокна».

Эксперты имеют большой опыт работы с ценными шелковыми тканями

Сохранение одежды было серьезной проблемой: как удалить стекло с шелковой ткани, чтобы оно не сломалось и не порвало прилипшие к нему волокна? Поскольку Сабина Шренк и реставратор текстиля из Кёльна Ульрике Райхерт уже успешно сохранили многочисленные шелковые ткани в Сант-Амброджо, оба эксперта долго размышляли, как такое хитрое предприятие могло увенчаться успехом.

Шренк и Райхерт разработали план вместе с ответственными лицами церкви Сант-Амброджо, Абате Эрминио де Скальци и монсеньором Бьяджо Пицци, а также с кураторами памятников из епархии и города, доктором Карло Каппони и доктором К. Антонелла Ранальди. Немаловажную роль в этом сыграла компания по перевозке предметов искусства из Милана APICE: хорошо привыкшие к перевозке тяжелых картин и скульптур специалисты под руководством Фабиано Панзирони взяли на себя тяжелую задачу по транспортировке и подъему стеклопакета.

Шелковая туника размером ок. 170 х 280 сантиметров хранилась в ящике шкафа в галерее Сант-Амброджо. Однако это помещение было непригодно для консервационных работ. Таким образом, перевозчики уложили стеклопакеты с ценным грузом между двумя большими деревянными досками, а затем огромные произведения искусства понесли вертикально по узким извилистым коридорам в архив базилики, который на месяц превратился в мастерскую.«Эта перевозка была очень рискованной, - сообщает реставратор Ульрике Райхерт. В некоторых местах транспортировщикам произведений искусства приходилось двигаться миллиметр за миллиметром, чтобы обеспечить в конечном итоге успешный транзит.

Сэндвич из дерева, стекла и шелковой туники

По прибытии в мастерскую шестеро перевозчиков картин поставили стекло, шелковую тунику и деревянный сэндвич на большой стол. Теперь был неизбежен самый опасный момент консервации. В то время как перевозчики произведений искусства слегка приподнимали стекло с помощью присосок, Ульрике Райхерт использовала плоскую палку, чтобы очень осторожно, квадратный сантиметр за квадратным сантиметром, отделить прилипшие части шелковой туники от стекла. «Эта работа заняла много времени - для помощников было подвигом держать тяжелое стекло все время в воздухе», - говорит Шренк.

Наступил ключевой момент: не разобьется ли верхнее стекло при поднятии и порвет тунику? Очень осторожно специалисты поднимают тяжелое стекло сантиметр за сантиметром с помощью присосок. Шелковые волокна остаются целыми! Носители быстро поднимают стекло в сторону и кладут его на стол. Ценная ткань теперь доступна для консервации. Тонкие шелковые волокна тщательно очищают от пыли, а затем ценную тунику защищают от воздействия окружающей среды с помощью легкого акрилового стекла. «Успех показывает, что риск был правильным», - говорит Шренк. «Вместе великая команда справилась с этой задачей».