Дороги и вырубка лесов взрываются в бассейне Конго

Дороги и вырубка лесов взрываются в бассейне Конго
Дороги и вырубка лесов взрываются в бассейне Конго

Вырубка дорог резко расширяется в бассейне реки Конго, что приводит к катастрофическому сокращению популяций животных, живущих во втором по величине тропическом лесу в мире, согласно исследованию, проведенному совместно с ученым из Университета Джеймса Кука в Австралии.

Так же беспокоит то, что темпы уничтожения лесов, вызванные новыми дорогами в бассейне реки Конго, резко возросли с течением времени, увеличившись в четыре раза с 2000 года.

«Ситуация в бассейне реки Конго пугает еще больше», - сказал профессор Билл Лоранс, проработавший в Африке 15 лет. «Новые дороги открывают ящик Пандоры для таких видов деятельности, как незаконная вырубка лесов, добыча полезных ископаемых, браконьерство и спекуляция землей."

Лоранс помог возглавить международную команду, которая нанесла на карту все дороги в регионе Конго, используя спутниковые снимки. Они обнаружили, что с 2003 года общая протяженность дорог увеличилась почти на 100 000 километров - со 144 000 до 231 000 километров в целом.

«Промышленные лесозаготовки являются ключевым экономическим фактором для большей части дорожного строительства», - сказал Лоранс. «Некоторые лесовозные дороги заброшены, но многие из них используются подсечно-огневыми фермерами и браконьерами, чтобы проникнуть вглубь уцелевших тропических лесов».

«В результате мировая популяция лесных слонов за последнее десятилетие сократилась на две трети», - сказал Лоранс. «Слонам, гориллам и шимпанзе теперь почти негде спрятаться от браконьеров».

Лоранс и его команда особенно обеспокоены обширной Демократической Республикой Конго, или ДРК, крупнейшей страной в бассейне реки Конго.

"Когда вы строите новую дорогу, в ДРК вырубается в 2-3 раза больше лесов, чем где-либо еще в бассейне реки Конго", - сказал Лоранс.

«Это очень тревожно, потому что у ДРК есть планы резко увеличить лесозаготовки. В прошлом году она сдала в аренду 650 000 гектаров (1,6 миллиона акров) нетронутых тропических лесов агрессивным китайским лесозаготовительным компаниям», - сказал Лоранс. «И это только верхушка айсберга».

Однако не все результаты исследования были отрицательными. Одним из многообещающих результатов является то, что за пределами ДРК многие дороги внутри лесозаготовительных площадей заброшены, а лесу разрешено восстанавливаться после вырубки древесины.

«Это говорит о том, что существуют значительные возможности для того, чтобы сделать промышленные лесозаготовки менее разрушительными для лесов», - сказал Лоранс. «Особенно многообещающая стратегия для лесозаготовительных компаний состоит в том, чтобы блокировать дороги или разрушать мосты через ручьи после того, как они заготовили древесину».

"Конечно, мы бы предпочли иметь нетронутые леса. Но африканские страны должны зарабатывать деньги на своих лесах, и при лучшем управлении выборочная вырубка могла бы приносить доход и быть намного менее разрушительной."

В целом, ключевой вывод исследования заключается в том, что большая часть строительства дорог в Африке чрезвычайно вредна, разрушая и фрагментируя леса и уничтожая популяции диких животных.

«Коррупция и массовый приток агрессивных иностранных разработчиков являются самыми большими проблемами, наряду с быстрым ростом населения», - сказал Лоранс. «Все это ведет к деструктивной застройке и строительству дорог».

«В Китае, в частности, самые хищнические методы лесозаготовок, добычи полезных ископаемых и строительства дорог в Африке», - сказал Лоранс. «Многие африканцы начинают это понимать, и я просто надеюсь, что со временем можно будет что-то сделать».