Дороги угрожают хищникам в большей степени, чем это признавалось ранее: Публикация первого глобального исследования воздействия дорог на хищников

Дороги угрожают хищникам в большей степени, чем это признавалось ранее: Публикация первого глобального исследования воздействия дорог на хищников
Дороги угрожают хищникам в большей степени, чем это признавалось ранее: Публикация первого глобального исследования воздействия дорог на хищников

Влияние дорог на хищников явно недооценивается при сохранении видов во всем мире. Таков вывод первого всестороннего глобального исследования по этой теме, которое было опубликовано в научном журнале Global Ecology and Biogeography международной исследовательской группой из Германии и Португалии. Исследователи говорят, что следует пересмотреть статус защиты нескольких видов, которые серьезно пострадали от дорог, пересекающих их среду обитания.

Первый глобальный обзор воздействия дорог на хищников предлагает новые идеи для защиты хорошо известных видов, таких как пума (Puma concolor), американский черный медведь (Ursus americanus) и бурый медведь (Ursus арктос). Согласно исследованию, они относятся к видам, выживанию которых в долгосрочной перспективе наиболее серьезно угрожают дороги, но для которых эта опасность до сих пор полностью не осознана. Среди 5% плотоядных (17 видов), которые больше всего страдают от дорог, девять в настоящее время отнесены Международным союзом охраны природы (МСОП) к категории «наименее опасных», что означает, что они не считаются находящимися под угрозой исчезновения. «Наши результаты показывают необходимость обновления статуса защиты этих видов, чья угроза со стороны дорог ранее недооценивалась», - настаивает профессор Энрике Перейра из Немецкого центра интегративных исследований биоразнообразия (iDiv), Университета Мартина Лютера Галле-Виттенберг и Кафедра биоразнообразия инфраструктуры Португалии / Исследовательский центр биоразнообразия и генетических ресурсов (CIBIO-InBIO).

Особенно под угрозой находится пиренейская рысь (Lynx pardinus), обитающая только в Испании и Португалии; по оценкам, осталось всего несколько сотен животных. Прогноз текущего исследования предполагает, что этот вид вымрет через 114 лет. Но в то время как иберийская рысь классифицируется МСОП как «находящаяся под угрозой исчезновения», другие виды, которым угрожают дороги, не находятся под угрозой исчезновения. Например, два вида в Японии: согласно прогнозу, японский барсук (Meles anakuma) и японская куница (Martes melampus) вымрут соответственно через девять и 17 лет из-за угрозы со стороны дорог.

Те 5% плотоядных (17 видов), на которых больше всего во всем мире влияют дороги, включают семейства млекопитающих кошек, медведей, куниц, собак и енотов. Поражены четыре вида медведей - половина всех существующих видов медведей. Удивительным для исследователей было то, что каменная куница (Martes foina) также входит в число 17 видов, наиболее подверженных воздействию дорог. Хотя каменная куница широко распространена и не классифицируется МСОП как находящаяся под угрозой исчезновения, ее часто убивают автомобили. Другой вид в Германии, волк (Canis lupus), входит в число 25% хищников (55 видов), наиболее подверженных воздействию дорог во всем мире. Он принадлежит к тем видам хищников, которым для длительного выживания требуется большая территория, но среда обитания которых перерезана дорогами.

В своем исследовании ученые рассмотрели в общей сложности 232 вида хищников по всему миру (из примерно 270 существующих видов) и оценили, насколько сильно на них влияют дороги, пересекающие их среду обитания. Для этого они учитывали, например, естественную смертность, количество потомства и двигательное поведение вида. Исходя из этих факторов, они рассчитали максимальную плотность дорог, с которой может справиться вид. Кроме того, они определили минимальную площадь непрерывной среды обитания, которая необходима виду для поддержания устойчивой здоровой популяции. Наконец, они сравнили эти цифры с данными дорожной сети.

"Наши результаты показывают, что Северная Америка и Азия являются регионами с наибольшим количеством видов, наиболее подверженных влиянию дорог, за ними следуют Южная Америка и Европа", - объясняет Ана Сейя Хассе из iDiv, MLU и инфраструктурного биоразнообразия Португалии. Председатель/ЦИБИО-ИнБИО. «Но хотя мы уже ожидали, что хищники будут особенно страдать в регионах с большей плотностью дорог, мы были удивлены, обнаружив, что даже в регионах с относительно низкой плотностью дорог есть виды, которым дороги угрожают». В Африке, например, дороги оказывают существенное влияние на места обитания леопардов (Panthera pardus). Это связано с тем, что чувствительные виды, которые естественным образом преодолевают большие расстояния, могут быть ограничены сравнительно небольшим количеством дорог. «Мы не просто накладывали дороги и места обитания видов друг на друга, но также учитывали в своих расчетах специфические характеристики и потребности видов. Таким образом, мы также могли выявить виды, которые чутко реагируют даже на несколько дорог», - говорит Сейя-Хассе. Методы, установленные в новом исследовании, могут быть использованы в будущем для прикладных целей - например, для местных мер защиты, для экологических оценок органами власти или для интеграции долгосрочных последствий строительства дорог в сценарии Всемирного банка в отношении глобальных изменений биоразнообразия..