Существуют значительные различия в том, как разные культуры с течением времени обращались с мертвыми. Тем не менее, на самом базовом уровне похороны в пустыне Сонора тысячи лет назад были похожи на то, что происходит сегодня. Тела умерших были похоронены с уважением, а семьи и скорбящие следовали определенным обычаям, чтобы почтить память погибших.
По крайней мере, большую часть времени.
В некоторых случаях, однако, к мертвым относились гораздо менее благоговейно. Вместо этого тела были беспорядочно брошены, головой вперед, в место их вечного упокоения, иногда получая посмертные травмы вдобавок к часто уже насильственной смерти.
Эти нетипичные захоронения представляют интерес для биоархеолога из Университета Аризоны Джеймса Уотсона, чье исследование древних захоронений позволяет по-новому взглянуть на социальные и биологические факторы, которые могли мотивировать насильственные убийства и громкие захоронения в раннеземледельческих районах Юго-Запада. Период и то, как некоторые из тех же факторов могут быть актуальны и сегодня.
Новое исследование Уотсона, в ходе которого был проанализирован ряд нетипичных захоронений на юго-западе США и северо-западе Мексики между 2100 г. до н.э. и 50 г. н.э., опубликовано в журнале Current Anthropology. Он был написан в соавторстве с докторантом антропологии UA Даниэль О. Фелпс.
Погребения, которые проанализировал Уотсон, показали свидетельства насильственного конца; скелетные останки часто включали сломанные кости или наконечники снарядов, указывающие на смерть от стрельбы. И все же положение тел в могилах было самым показательным. Неуклюже распластанные или брошенные в землю головой вперед, они явно не подвергались обычному обращению с погребением, при котором они должны были быть уложены в согнутом положении на боку. В захоронениях также отсутствовали другие стандартные погребальные особенности того времени, которые присутствовали бы, если бы тела были захоронены членами семьи.
«Эти люди были похоронены совсем не так, как остальная часть сообщества, и мы пытаемся понять, почему это так», - сказал Уотсон, адъюнкт-профессор антропологии из Австралии, заместитель директора и помощник куратора в Государственном музее Аризоны.. «Мы утверждаем, что то, как их бросали в эти ямы, является формой продолжающегося осквернения тела. Это переход от насилия над живым человеком через процесс смерти к насилию над трупом».
Так называемые нетипичные захоронения часто связаны с жертвами «плохих смертей» - смертей, описанных как неестественные, незапланированные или «злые» по своей природе, сказал Уотсон. Распространенная теория в географическом районе, где работает Уотсон, состоит в том, что тела принадлежат тем, кто обвиняется в колдовстве. Тем не менее, учитывая, что трупы не были расчленены так, как исторически были расчленены подозреваемые ведьмы, Уотсон предлагает альтернативное объяснение.
В своей статье он утверждает, что эти тела могли быть жертвами кровной или семейной мести в то время, когда население испытывало серьезные проблемы роста. Он также предполагает, что жестокость этой продолжающейся кровной мести, возможно, стала культурой или укоренилась в определенных сообществах.
Это было правильно, когда в этом районе появилось сельское хозяйство, и это были самые ранние деревни, поэтому мы думаем, что часть этого насилия происходит из-за болезней роста, когда создаются деревни, и люди претендуют на территорию и возделывают пустынную реку. долины», - сказал Уотсон. «Социальная напряженность возникает между сообществами или даже внутри сообществ и в конечном итоге выливается в насилие».
В основе этого насилия может лежать желание завоевать престиж, что, в свою очередь, имеет важные биологические последствия, даже если виновный в насилии может не думать об этих последствиях сознательно, сказал Уотсон.
«Престиж может дать биологические преимущества в том смысле, что вы можете получить доступ к власти и богатству, включая жен, и иметь больше потомства, так что здесь есть уровень биологической приспособленности», - сказал он.
Но почему жестокое обращение с телами после смерти?
Уотсон использует «дорогостоящую сигнальную теорию» эволюционной биологии, чтобы объяснить, что может стоять за безжалостным посмертным лечением.
Теория дорогостоящих сигналов - это идея о том, что все животные демонстрируют определенное поведение и физические черты, которые одновременно выгодны и опасны. Например, самцы птиц часто имеют яркое оперение, привлекающее самок, что полезно с биологической точки зрения, так как дает больше потомства. В то же время яркие перья могут быть дорогостоящими, так как они также делают птиц более заметными для хищников.
Уотсон предполагает, что насильственные убийства, за которыми следуют неуважительные похороны, также посылают сильный сигнал, утверждая власть и господство. У этого сигнала есть потенциальная выгода, заключающаяся в привлечении престижа, а также жен и детей, которые приходят с ним, но он также сопряжен со значительным риском возмездия со стороны семьи жертвы.
Создавая эти нетипичные захоронения - где они в основном оскверняют тела убитых людей - они сигнализируют о своей доблести, чтобы получить статус, но это очень значительная потенциальная цена, и это либо их жизнь или живет в своем сообществе или семье», - сказал Уотсон.
Хотя работа Уотсона посвящена насилию, имевшему место от 2 000 до 4 000 лет назад, он предполагает, что теория дорогостоящих сигналов может также применяться в контексте современного насилия.
"С учетом некоторых проблем, которые мы наблюдаем сегодня, таких как рост насилия и убийств во многих городах, полицейские расстрелы, месть полиции, многие дети растут в культуре насилия в определенных сообщества, и они изучают различные ценности того, как взаимодействовать с окружающей средой из-за недостатков, которые у них есть», - сказал Уотсон.«Они получают статус, потому что умеют быть жестокими; именно так вы завоевываете уважение, а вместе с ним и преимущества - богатство, женщин и потомство, возможно. Существует биологический императив, сигнализирующий о том, что они достойны того статуса, который они имеют». пытаешься заработать."