Ученые использовали древнегреческую басню, написанную Эзопом, в качестве вдохновения, чтобы проверить, понимают ли птицы и маленькие дети причинно-следственные связи. В «Вороне и кувшине» жаждущая ворона понимает, что она должна бросить камни в кувшин, чтобы поднять уровень воды достаточно высоко, чтобы птица могла ее пить. Группа американских ученых во главе с Лорен Стэнтон из Университета Вайоминга расширила эту работу, чтобы изучить интеллект енотов. Их исследование в журнале Springer Animal Cognition является первым, в котором используется парадигма басни Эзопа для оценки того, понимают ли плотоядные млекопитающие принципы вытеснения воды.
В исследовательскую группу входили Сара Бенсон-Амрам и Эмили Дэвис из Университета Вайоминга, а также Шайло Джонсон и Эми Гилберт из Национального исследовательского центра дикой природы Министерства сельского хозяйства США, где проводились эксперименты. Сначала ученые проверили, могут ли восемь енотов (Procyon lotor), содержащихся в неволе, спонтанно бросать камни в чистую пятидесятисантиметровую трубу с водой, чтобы достать плавающие кусочки зефира. Они обнаружили, что, как и в случае с птицами, еноты с самого начала не бросали камни в трубку самопроизвольно.
После предыдущих исследований птиц и человеческих детей, ученые обучили енотов бросать камни в трубу. Они сделали это, уравновешивая камни на ободе сверху трубы. Если еноты случайно сбивали камни, это поднимало уровень воды достаточно высоко, чтобы достать зефир в пределах досягаемости. Тогда еноты могли узнать, что камни, падающие в трубку, приближают зефир.
Во время обучения семь енотов взаимодействовали с камнями, а четыре енота получили награду в виде зефира после того, как случайно столкнули камни в воду. Двое из четырех енотов, получивших зефир во время обучения, затем самостоятельно научились поднимать камни с земли и бросать их в воду, чтобы получить награду. Третий енот удивил ученых, изобретя совершенно новый метод решения проблемы. Она нашла способ перевернуть всю очень тяжелую трубку и основание, чтобы получить награду из зефира.
Двум енотам, которые успешно бросили камни в трубу, затем были представлены различные предметы, которые они могли бросать в трубу, чтобы решить проблему, например большие и маленькие камни, а также тонущие и плавающие шары. Эти эксперименты позволили исследователям определить, действительно ли еноты понимают проблему. Если еноты понимают вытеснение воды, они должны выбирать объекты, которые вытесняют больше воды, например, большие камни и тонущие шары.
Еноты действовали иначе, чем птицы и человеческие дети в предыдущих исследованиях Эзопа «Басня», и они не всегда выбирали наиболее функциональный вариант. Стэнтон, однако, считает, что поведение енотов не обязательно является отражением их когнитивных способностей, а скорее их исследовательского поведения и строения их ловких лап.
«Мы обнаружили, что еноты проявили новаторство во многих аспектах этой задачи, и мы наблюдали разнообразное исследовательское поведение, уникальное для енотов», - говорит Стэнтон, добавляя, что способ проведения эксперимента также мог сыграть свою роль. роль. Она объясняет, что у енотов было меньше возможностей взаимодействовать с головоломкой, чем у многих птиц, которых тестировали в предыдущих исследованиях. Таким образом, производительность енотов может улучшиться, если у них будет больше времени для ознакомления с камнями и трубкой для воды.
Несмотря на низкие показатели успешности енотов, Бенсон-Амрам с оптимизмом смотрит на дальнейшие эксперименты с енотами. Как объясняет Бенсон-Амрам: «Наше исследование показывает, что содержащиеся в неволе еноты способны учиться решать новые задачи и что они подходят к классическим тестам на познание животных разнообразными и увлекательными способами. Нам не терпится увидеть, что они сделают дальше».