Гигантская клеточная капля может учиться и учить, показывают исследования

Гигантская клеточная капля может учиться и учить, показывают исследования
Гигантская клеточная капля может учиться и учить, показывают исследования

Это не животное, не растение и не грибок. Слизевик (Physarum polycephalum) - странный, ползучий, шаровидный организм, состоящий из одной гигантской клетки. Хотя у него нет мозга, он может учиться на собственном опыте, как ранее продемонстрировали биологи из Исследовательского центра познания животных (CNRS, Université Toulouse III - Paul Sabatier). Теперь та же группа ученых пошла еще дальше, доказав, что слизевики могут передавать то, чему они научились, другим слизевикам, когда они объединяются. Эти новые результаты опубликованы в выпуске Proceedings of the Royal Society B от 21 декабря 2016 года.

Представьте, что вы можете временно слиться с кем-то, получить знания этого человека, а затем отделиться, чтобы снова стать самим собой. Со слизевиками такое действительно случается! Слизевик - Physarum polycephalum для ученых - одноклеточный организм, естественной средой обитания которого является лесная подстилка. Но его также можно культивировать в лабораторной чашке Петри. Одри Дюссутур и Дэвид Фогель уже научили слизевиков преодолевать отталкивающие, но безвредные вещества (например, кофе, хинин или соль), чтобы добраться до пищи. Теперь они показывают, что слизевик, который научился игнорировать соль, может передать это приобретенное поведение другому, просто сливаясь с ним.

Для этого исследователи научили более 2000 слизевиков тому, что соль не представляет угрозы. Чтобы добраться до еды, эти слизевики должны были пересечь мост, покрытый солью. Этот опыт сделал их привычными слизевиками. Между тем, еще 2 000 слизевиков должны были пересечь мост без какого-либо вещества. Они составили группу наивных слизевиков. После этого периода обучения ученые сгруппировали слизевиков в привычные, наивные и смешанные пары. Парные слизевики сливались вместе там, где соприкасались. Затем новым, сросшимся слизевикам пришлось пересечь покрытые солью мосты. К удивлению исследователей, смешанные слизевики двигались так же быстро, как привыкшие пары, и намного быстрее, чем наивные, что позволяет предположить, что знания о безвредной природе соли были общими. Это верно для слизевиков, образованных из 3 или 4 особей. Независимо от того, сколько их слилось, для передачи информации требовался только 1 привыкший слизевик.

Чтобы убедиться, что передача действительно имела место, ученые разделили слизевики через 1 и 3 часа после слияния и повторили эксперимент с мостом. Только наивные слизевики, слившиеся с привычными слизевиками в течение 3 часов, игнорировали соль; все остальные были отвергнуты им. Это было доказательством обучения. При просмотре слизевиков под микроскопом ученые заметили, что через 3 часа в месте слияния образовалась жилка. Эта вена, несомненно, является каналом, по которому распространяется информация. Следующие задачи, стоящие перед исследователями, состоят в том, чтобы выяснить, какую форму принимает эта информация, и проверить, может ли одновременно передаваться более одного поведения. Если слизевик А научится игнорировать хинин, а слизевик Б - соль, биологи задаются вопросом, могут ли оба поведения передаваться и сохраняться в результате слияния.