Международная группа исследователей из Оксфордского университета, Университета Бирмингема и Университета Бен-Гуриона в Негеве обнаружила, что то, как люди используют Интернет, тесно связано с моделями и ритмами в мире природы.. Это открытие, опубликованное 5 марта в журнале открытого доступа PLOS Biology, предлагает новые способы отслеживания изменений в биоразнообразии мира. Это также открывает новые способы увидеть, насколько люди заботятся о природе, и какие виды и районы могут быть наиболее эффективными целями для сохранения.
Команда использовала записи о просмотрах страниц Википедии, чтобы выяснить, соответствует ли интерес людей в Интернете к растениям и животным сезонным закономерностям. Они собрали огромный набор данных из 2,33 миллиарда просмотров страниц за почти три года для 31 715 видов в 245 языковых изданиях Википедии. Исследователи обнаружили, что сезонные тенденции широко распространены в Википедии для многих видов растений и животных, и более четверти видов в их наборе данных показали сезонность в своих просмотрах страниц.
Для этих сезонных видов исследователи обнаружили, что количество и время интернет-активности является точным показателем того, когда и как вид присутствует в мире за окном. Команда считает, что можно было бы измерить изменения в присутствии и численности видов, просто наблюдая за активностью в Интернете, связанной с ними.
Глубоко изучив эти сезонные закономерности, исследователи обнаружили несколько интересных тенденций. Часто сезонный интерес к страницам Википедии отражает сезонные особенности самих видов. Например, страницы для цветущих растений, как правило, имеют более сильные сезонные тенденции, чем страницы для хвойных деревьев, у которых нет явного сезона цветения. Точно так же страницы для насекомых и птиц, как правило, были более сезонными, чем страницы для многих млекопитающих.
Версии Википедии на разных языках также демонстрируют разные сезонные закономерности: Википедия на языках, на которых в основном говорят в более высоких широтах (например, на финском или норвежском), проявляла больший сезонный интерес к видам, чем издания Википедии на языках, на которых в основном говорят в более низких (и, следовательно, менее сезонно отмеченные) широты, такие как тайский или индонезийский.
В дополнение к соотнесению сезонных моделей онлайн-интереса с закономерностями в природе, исследователи также выявили случаи, когда сезонные модели реагировали на культурные события. Например, количество просмотров страниц, посвященных дикой индейке на английском языке, ежегодно всплескивалось в связи с Днем Благодарения и датами весеннего сезона охоты в Соединенных Штатах. Телевизионное мероприятие Shark Week в США также вызвало всплеск интереса.
Вместе эти паттерны предполагают, что поведение людей в сети может реагировать на явления в естественном мире. «Люди все больше отдаляются от природы, и в результате мы не ожидали, что их активность в Интернете будет реагировать на закономерности в мире природы», - прокомментировал ведущий автор и аспирант Оксфордского университета Джон Миттермайер. «То, что онлайн-активность часто сильно коррелирует с природными явлениями, говорит о том, что люди уделяют внимание окружающему миру, и с точки зрения сохранения природы это действительно интересно».
«Действительно широко распространенный и точный мониторинг всех видов в мире, к сожалению, все еще остается научной фантастикой», - добавил Ричард Греньер, доцент кафедры биоразнообразия и охраны природы из Оксфордского университета. «Но, используя эти подходы к большим данным, мы можем начать решать некоторые из наиболее сложных проблем и переходить к основным вопросам современной охраны природы: как меняется мир, для каких видов он меняется больше всего и где люди». кто больше всего заботится и может сделать больше всего, чтобы помочь."
Исследовательская группа считает, что существует большой потенциал для применения этих методов в политике и действиях по сохранению, таких как выбор флагманских видов или знаковых территорий. Например, возможность определить сезонный пик интереса к определенному виду может помочь организации решить, когда и как запустить конкретную кампанию по сбору средств.