Должны ли люди, получающие прибыль от культурного представления дикой природы, платить за ее сохранение?
Это вопрос, заданный в новом исследовании, проведенном зоологами из Исследовательского отдела охраны дикой природы Оксфордского университета (WildCRU).
В своей статье в журнале Animals они размышляют о том, могут ли организации, которые каким-то образом получают прибыль от изображений и популярности дикой природы, установить корпоративную ответственность и вносить часть этого дохода в сохранение представленных животных.
Например, Большие кошки - это маркетинговая мечта. От трендов на подиуме до брендинга продуктов и представления спортивных команд, их сходство повсюду и используется для продажи всего, от патриотизма до яиц. На самом деле, как лицо Британского знака качества львов, львы продают около 30 миллионов яиц в день в Великобритании.
Используя продукт в качестве примера, газета утверждает, что если бы была введена система роялти, и каждый штамп со львом должен был приносить виду одну десятую пенни, то каждый день охрана льва могла бы получать 28 900 фунтов стерлингов. Это 10,5 миллионов фунтов стерлингов в год.
Но сама дикая природа находится в кризисе. Опять же, используя львов в качестве примера, совокупный эффект повседневных человеческих конфликтов с местными африканскими общинами, браконьерства, потери среды обитания и трофейной охоты означает, что сейчас в дикой природе осталось, вероятно, менее 25 000 львов.
Если учесть, какой доход можно получить только от продажи яиц, введение роялти за использование изображений дикой природы является одновременно логичным и весьма прибыльным способом финансирования охраны природы.
Кэролайн Гуд, научный сотрудник WildCRU Recanati-Kaplan в области искусства и охраны природы, сказала: «Футбол - самый популярный вид спорта в мире и, как следствие, один из самых богатых. Английская Премьер-лига использует коронованный лев в качестве своего логотипа. Это самая богатая из всех лиг и продает 5 миллионов полосок в год. Даже если бы лига вносила всего 1 фунт стерлингов за каждую проданную футболку в год, этого было бы достаточно, чтобы ежегодно нанимать 4000 местных жителей для защиты львов в районах, где этот вид находится под угрозой. Это также было бы хорошо для благотворительной деятельности лиги и принесло бы им много хорошей рекламы в придачу».
На бумаге это выглядит как система, которая принесет пользу всем участникам. Но это требует серьезного рассмотрения, чтобы быть эффективным. Схема роялти за виды в первую очередь пойдет на пользу плотоядным видам и мегафауне, но она оставит менее харизматичных, «привлекательных» диких животных без финансовой поддержки. Но, будучи высшими хищниками, которые находятся на вершине пищевой цепи, все дикие животные, разделяющие их среду обитания, получают выгоду от защиты больших кошек и мегафауны.
Доктор Дон Бернхэм, соавтор и исследователь WildCRU Оксфорда, сказала: «Поиск новых механизмов для финансирования сохранения дикой природы - это вопрос жизни или смерти для дикой природы. У нас есть все более изощренные платежи за экосистемные услуги и схемы REDD, но этого недостаточно. Наша идея о роялти добавляет еще один вариант, и, учитывая, что так много вымирающих видов обитает в очень бедных странах, эта идея может стоить донорам мало, но иметь огромное значение».
Профессор Дэвид Макдональд, директор WildCRU, сказал: «Если учесть количество символов животных, принтов и логотипов, которые украшают одежду, продукты питания, брендинг и здания, мы в большом долгу перед харизматичной дикой природой. На протяжении веков эти виды приносили людям чувство удачи и защиты, помогая формировать личную, профессиональную и национальную идентичность. Теперь наша очередь защищать их и среду их обитания».