В августе 2017 года правительство Боливии приняло спорный закон, который проложил путь к строительству новой 190-мильной дороги, проходящей через один из самых знаковых и биоразнообразных охраняемых тропических лесов страны. Но сообщение в журнале Current Biology от 8 января показывает, что национальный парк и территория коренных народов Исиборо-Секюр (или TIPNIS, как обычно называют этот район) уже много лет подвергается тревожным уровням обезлесения в пределах своих границ, что является реальностью. слишком часто упускают из виду.
Согласно отчету, TIPNIS, который также является прародиной четырех групп коренных жителей равнин, потерял более 46 000 гектаров леса с 2000 по 2014 год. (Для сравнения, один гектар равен размеру стандартного спортивного поля.) Исследователи говорят, что надеются, что полученные результаты помогут придать общественным дискуссиям по этому вопросу более прочную основу, основанную на наилучших доступных доказательствах.
«В то время как многие обсуждают потенциальные последствия строительства запланированной дороги в будущем, очень мало говорится о текущих экологических последствиях в этом районе», - говорит Альваро Фернандес-Лламасарес из Университета Хельсинки, Финляндия. «Наш анализ показывает, что TIPNIS уже сталкивается с безудержным обезлесением».
Хорошо известно, что дороги в тропических лесах часто приводят к дополнительному преобразованию среды обитания. В случае TIPNIS исследователи, в том числе Моника Мораес из боливийского Университета мэра Сан-Андреса, сообщают, что более 58 процентов вырубленных лесов приходится на пять километров от существующих дорог. Эта тенденция предполагает, что запланированная дорога только «увеличит текущие масштабы и темпы вырубки лесов в TIPNIS».
«Мы были удивлены, обнаружив, что один из самых знаковых национальных парков Боливии может столкнуться с такими тревожными уровнями обезлесения», - говорит Мораес. То, что TIPNIS потерял более 46 000 гектаров леса с 2000 года, «просто невероятно, учитывая, что парк является не только одним из основных очагов биоразнообразия в Боливии, но и одним из самых биоразнообразных регионов на Земле».
Она отмечает, что в этом районе растет много видов растений, которые больше нигде не встречаются. Здесь также обитают знаковые виды диких животных, такие как ягуар, болотный олень и гигантская выдра.
Хотя продовольственная безопасность часто упоминается как оправдание строительства дорог, исследователи добавляют, что большая часть вырубки лесов на сегодняшний день в TIPNIS связана с выращиванием коки, а не продовольственных культур. Они говорят, что с расширением выращивания коки и новыми стимулами для разведки нефти и газа по всей Боливии снижение уровня правовой защиты TIPNIS, скорее всего, приведет к еще большим потерям биоразнообразия. Поэтому авторы призывают правительство Боливии пересмотреть дорожные планы.
«Боливийские делегации очень активно участвовали в переговорах по изменению климата и яростно выступали за кодификацию прав Матери-Земли в рамках нескольких международных политических структур», - говорит Фернандес-Лламасарес. «Дорога, скорее всего, откроет ящик Пандоры экологических проблем, с которыми Боливия, подписавшая Конвенцию о биологическом разнообразии, наверняка будет бороться».