Гунн Тиллер? Фермеры в Римской империи перешли на гуннский образ жизни - и наоборот

Гунн Тиллер? Фермеры в Римской империи перешли на гуннский образ жизни - и наоборот
Гунн Тиллер? Фермеры в Римской империи перешли на гуннский образ жизни - и наоборот

Грабительские орды варваров-гуннов под предводительством свирепого лидера Аттилы часто приписывают падение одной из величайших империй в истории: Рима.

Историки считают, что вторжения гуннов в римские провинции, граничащие с Дунаем в V веке нашей эры, открыли шлюзы для кочевых племен, которые вторглись в империю. Это вызвало дестабилизацию, которая способствовала краху римской власти на Западе.

Согласно римским источникам, гунны принесли только ужас и разрушения. Тем не менее, исследование Кембриджского университета на могилах в римском пограничном регионе Паннония (ныне Венгрия) впервые показало, как простые люди могли справиться с прибытием гуннов.

Биохимический анализ зубов и костей для проверки диеты и подвижности предполагает, что в течение жизни некоторые земледельцы на окраине империи покидали свои дома, чтобы стать бродячими пастухами, подобными гуннам, и, следовательно, возможно, ополчился на племена.

Другие останки из тех же захоронений демонстрируют изменения в питании, указывающие на то, что некоторые гунны открыли для себя оседлый образ жизни и радости земледелия, оставив позади свою страсть к перемене мест и, возможно, жажду крови.

Ведущий исследователь д-р Сюзанна Хакенбек из Департамента археологии Кембриджа говорит, что гунны, возможно, привнесли образ жизни, который понравился некоторым фермерам в этом районе, а также научились у местных жителей и поселились среди них. Она говорит, что это могло быть свидетельством постоянного проникновения, которое потрясло империю.

«Из рассказов современников мы знаем, что это было время, когда договоры между племенами и римлянами заключались и нарушались, верность клялась и нарушалась. Изменения в образе жизни, которые мы видим в скелетах, могут отражать эту суматоху», - говорит Хакенбек.

Однако, в то время как письменные отчеты последнего века Римской империи сосредоточены на конвульсиях насилия, наши новые данные, кажется, показывают некоторую степень сотрудничества и сосуществования людей, живущих в приграничной зоне. Это далеко не столкновение культур, чередование образов жизни могло быть страховым полисом в нестабильные политические времена».

Для исследования, опубликованного сегодня в журнале PLOS ONE, Хакенбек и его коллеги исследовали останки скелетов в пяти памятниках 5-го века вокруг Паннонии, в том числе один в бывшем общественном центре, а также в сельских усадьбах.

Команда проанализировала соотношение изотопов углерода, азота, стронция и кислорода в костях и зубах. Они сравнили эти данные с местами в центральной Германии, где жили типичные земледельцы того времени, и местами в Сибири и Монголии, где проживали кочевые скотоводы вплоть до монгольского периода и позже.

Результаты позволили исследователям провести различие между оседлым земледельческим населением и кочевым животноводством на бывшей римской границе с помощью изотопных следов питания и подвижности в скелетах.

Все паннонские могилы содержали не только образцы обоих образов жизни, но и множество людей, которые меняли образ жизни в обоих направлениях в течение жизни. «Обмен стратегиями выживания свидетельствует об образе жизни, которого в настоящее время больше нигде в Европе нет», - говорит Хакенбек.

Она говорит, что нет четких моделей образа жизни, основанных на поле или сопутствующем погребальном инвентаре, или даже «модификации черепа» - связывании головы в младенчестве для создания заостренного черепа - обычно ассоциируется с гуннами.

"Кочевое скотоводство и модификация черепа могут быть практиками, привнесенными гуннскими племенами в пределы империи и перенятыми некоторыми жителями-земледельцами."

Рацион фермеров был относительно скучным, говорит Хакенбек, и состоял в основном из таких растений, как пшеница, овощи и бобовые, с небольшим количеством мяса и почти без рыбы.

Рацион пастухов, с другой стороны, был богат животным белком и дополнен рыбой. Они также ели большое количество проса, которое имеет характерное соотношение изотопов углерода, которое можно определить в человеческих костях. Просо - это выносливое растение, которое было очень популярно среди кочевого населения Центральной Азии, потому что оно растет всего за несколько коротких недель.

Римские источники того времени пренебрежительно относились к такому образу жизни. Аммиан Марцеллин, римский чиновник, писал о гуннах, что они «не обращают внимания на лемех, но питаются мясом и обилием молока».

«В то время как римские авторы считали их непостижимо нецивилизованными и почти нечеловеческими, кажется, что многие граждане на окраине Римской империи были привлечены к гуннскому образу жизни, так же как некоторые кочевники перешли к более оседлому образу жизни», - говорит Хакенбек.

Однако есть один рассказ, который намекает на привлекательность гуннов, это рассказ римского политика Приска. Находясь с дипломатической миссией при дворе Аттилы, он описывает встречу с бывшим купцом, который бросил жизнь в Империи ради жизни врага гуннов, поскольку после войны они «живут в бездействии, наслаждаясь тем, что имеют, а не впустую». все или очень немногие подвергались преследованиям».