И шимпанзе, и люди спонтанно имитируют действия друг друга

И шимпанзе, и люди спонтанно имитируют действия друг друга
И шимпанзе, и люди спонтанно имитируют действия друг друга

Копирование поведения других делает нас эффективными учениками и позволяет передавать навыки, знания и изобретения из поколения в поколение. Таким образом, подражание рассматривается как ключевая когнитивная способность, которая позволила человеческой культуре расти и создавать такие вещи, как язык, технологии, искусство и наука. Десятилетия исследований показали, что человекообразные обезьяны, несмотря на их общеизвестные способности к обезьянничанию, довольно плохие подражатели, особенно по сравнению с человеческими детьми. Имитационное превосходство детей объясняется более высокой социальной мотивацией к вовлечению других в общение и обмен опытом. Современные теории утверждают, что обезьяны хуже имитируют, потому что им не хватает этой социальной и коммуникативной стороны имитации. Однако исследования, лежащие в основе этих теорий, были сосредоточены на имитации в области обучения решениям физических задач.

Новое исследование Лундского университета, опубликованное в журнале Primates, вместо этого нацелено непосредственно на интерактивную сторону имитации и обнаруживает, что разрыв между людьми и шимпанзе менее очевиден. Систематически наблюдая за спонтанными взаимодействиями между посетителями зоопарка и шимпанзе в зоопарке Фурувик в Швеции, исследователи обнаружили, что оба вида подражали в одинаковой степени. Около 10% действий, производимых одним из видов, были имитацией действий других видов.

"Это происходило в типичной обстановке зоопарка, где и шимпанзе, и посетители разными способами пытаются привлечь друг друга. Мы изучили эти взаимодействия", - объясняет доктор Томас Перссон, один из исследователей, проводивших исследование..

Было также значительное совпадение в типах действий, имитируемых двумя видами. И люди, и шимпанзе имитировали обычные действия, такие как хлопки в ладоши, поцелуи или стук в окна.

«Действия, которые копировали как люди, так и шимпанзе, не были ни новыми, ни оригинальными и предполагают, что имитация вовсе не связана с обучением. Цель, по-видимому, носила чисто социальный и коммуникативный характер», - говорит Перссон.

Результаты также показывают, что взаимодействия с имитацией длились дольше, чем без имитации. Таким образом, имитация простых жестов была хорошим способом инициировать контакт и поддерживать взаимодействие.

"Несколько раз мы наблюдали длительные взаимодействия, которые приобретали характер игры взад-вперед, что напоминает то, как взаимодействуют довербальные малыши, имитируя игровые действия других", - говорит доктор Габриэла-Алина Саучук, который проводил исследование вместе с Перссоном.

Это первое исследование, в котором систематически изучается спонтанная имитация между шимпанзе и посетителями зоопарка, а также подчеркивается социальная и коммуникативная роль, которую имитация знакомых, рутинных действий может приобретать во время таких взаимодействий. Полученные данные свидетельствуют о том, что преднамеренное подражание в ходе эволюции обезьян могло развиться в коммуникативных и партнерских целях, помимо более широко признанной обучающей функции подражания.