Давние дебаты в области культурной эволюции вращались вокруг вопроса о том, как и почему человеческие общества становятся более иерархическими. Некоторые предполагают, что материальные изменения в ресурсах или стратегиях существования общества приводят к тому, что оно становится более иерархичным; другие считают, что иерархия является причиной, а не результатом этих изменений. Многие видят ответ где-то посередине между этими двумя крайностями. Для того чтобы проверить эти теории, группа исследователей из Института истории человечества им. Макса Планка и Оклендского университета изучила 155 австронезийских обществ, результаты которых опубликованы в PNAS.
Разные общества со схожими культурными корнями
Исследуемые общества простирались от Тайваня до Новой Зеландии, от Мадагаскара до острова Пасхи. Они также разнообразны с точки зрения социальной стратификации и методов ведения сельского хозяйства, что делает их подходящими для исследования. «Тихий океан - идеальное место для проверки этих идей», - объясняет старший автор Квентин Аткинсон из Института истории человечества им. Макса Планка и Оклендского университета. «Это похоже на гигантский естественный эксперимент с населением, разбросанным по сотням островов, с разными политическими институтами и способами существования. И мы знаем культурное происхождение этих народов, потому что оно закодировано в языках, на которых они говорят». Эти общества варьировались от эгалитарных до жестко стратифицированных, а их сельскохозяйственные системы варьировались от наименее интенсивных до самых интенсивных в досовременном мире - рисовые террасы, построенные народом ифугао на Филиппинах, часто описывались как «восьмое чудо». мира."
Интенсивное сельское хозяйство и социальная иерархия в петле обратной связи
Результаты исследования показали, что не существует простой причинно-следственной связи между изменениями в способе ведения сельского хозяйства в обществе и повышением иерархии. Хотя во многих случаях интенсификация сельского хозяйства, казалось, развивалась одновременно с социально-политической иерархией, в других случаях эти черты проявлялись независимо друг от друга. Когда проявлялись обе черты, не всегда на первое место выдвигалось интенсивное земледелие. «Широко распространено мнение, что материальные изменения в окружающей среде управляют социальной эволюцией, а не наоборот», - утверждает Аткинсон. «Наши результаты бросают вызов этой точке зрения и показывают, что причинно-следственная связь на самом деле идет в обе стороны».
«Результаты показывают, что интенсификация и иерархия содействуют друг другу, возможно, как часть петли обратной связи, которая, возможно, также связана с ростом населения», - объясняет первый автор Оливер Шихан, также из Института науки Макса Планка. История человечества и Оклендский университет.«Эти результаты показывают, что социальные и политические факторы не только не являются второстепенными по отношению к процессу культурной эволюции, но и являются одними из самых важных ее движущих сил».
Соавтор исследования и нынешний управляющий директор Института истории человечества им. Макса Планка профессор Рассел Грей заявляет: «Это исследование демонстрирует возможности вычислительных филогенетических методов для проверки причинно-следственных гипотез об истории человечества». Затем исследователи надеются провести аналогичные исследования в других областях и в других культурных контекстах.