Уровень самоубийств среди индийских фермеров остается высоким: согласно отчету правительства, в 2015 году в стране погибло более 12 500 человек. Хотя многие винят фермеров в бедственном положении из-за изменения климата, проблема, вероятно, гораздо сложнее.
После того как правительство Индии либерализовало экономику в 1990-х годах, сельскохозяйственный сектор претерпел множество изменений; национальное внимание переключилось с сельских на городские ландшафты, новые программы развития усугубили неравенство, а правительство сократило субсидии на удобрения, пестициды, воду и семена. Магазины, торгующие ранее контролируемым рынком государственных сельскохозяйственных товаров, внезапно наводнились новыми частными брендами.
"Ученые-потребители называют это "переизбытком выбора". Когда вы заходите в супермаркет и вам нужно купить 70 видов горчицы, это становится стрессовой ситуацией, и люди больше не хотят иметь дело с принятием этого решения», - сказал Эндрю Флакс, антрополог-эколог из Университета Пердью. «Когда генетически модифицированные семена были впервые представлены, их было всего три. Сейчас их более 1200, и выяснить, какие конкретно семена купить, стало невероятно трудным и запутанным решением».
Индия занимает второе место в мире по производству хлопка. Эта культура, играющая доминирующую роль в промышленной и сельскохозяйственной экономике страны, чрезвычайно интенсивно использует пестициды. Когда в 1990-х годах обсуждались генетически модифицированные семена, на индийский хлопок приходилось почти половина распыляемых в стране пестицидов, несмотря на то, что он выращивался только на пяти процентах сельскохозяйственных угодий. Генетически модифицированные семена хлопка в настоящее время широко доступны (теоретически это должно сократить использование пестицидов), но национальные урожаи в значительной степени застопорились, а использование спреев с пестицидами увеличилось за последнее десятилетие.
Телангана, штат на юге Индии, является крупным производителем хлопка, где большую часть семян сеют мелкие фермеры. Именно здесь в 1990-х годах произошел пик самоубийств среди фермеров, и это одна из причин, по которой многие считали хорошей идеей внедрение генетически модифицированных семян.
Чтобы выяснить, как местные фермеры решают, какие семена сажать, Флакс провел опрос, живя в индийских деревнях с 2012 по 2018 год. Он поговорил с членами фермерских хозяйств об их опыте выращивания генетически модифицированных семян хлопка и спросил, как они покупка вариантов на рынке семян, который почти трещит по швам. Результаты были опубликованы в журнале American Anthropologist..
Флачс утверждает, что без помощи и опыта со стороны государственных органов фермеры, выращивающие хлопок в Телангане, полагаются на сценарии: социально изученные ментальные карты, которые отражают местные правила, ценности и ожидания. С 2008 года многие фермеры в регионе массово сеют семена одной марки, при этом некоторые марки выращивают более половины фермеров, выращивающих хлопок в этом районе. Однако на следующий год они отказываются от этих семян в пользу нового бренда, оправдывая свой выбор надеждой на получение «manci digubadi» или хорошего урожая. Как социолог, Флакс считал этот вопрос поддающимся проверке.
«Постоянно появлялась фраза:« Я делаю это, чтобы получить хороший доход », - сказал Флакс. «Это имеет смысл, если вы не слишком много думаете об этом, но четыре года спустя у меня были данные, говорящие, что на самом деле это решение не имеет ничего общего с доходностью».
Урожайность шести самых популярных семян в течение периода исследования была в пределах нормального диапазона колебаний для хлопка в целом, даже несмотря на то, что фермеры неоднократно отказывались от новых семян и использовали их. Это говорит о том, что у фермеров нет надежной меры того, что представляет собой хороший урожай, или, по крайней мере, что они не могут достичь желаемого потенциала из-за присущей изменчивости внешних факторов, таких как погода, вода и вредители.
Что же движет фермерами при выборе семян? Флакс утверждает, что когда они говорят, что гонятся за хорошим доходом, они на самом деле гонятся за частью истории успеха Индии.
«Использование генетически модифицированных семян, которые они видят в яркой рекламе, - это их способ продемонстрировать свою современность. Они видят, что люди делают это в богатых деревнях», - сказал он. «Они используют технологии, чтобы быть как можно более успешными, чтобы они могли помочь своим семьям. Это лежит в основе того, как люди принимают эти сельскохозяйственные решения - это не имеет отношения к урожайности, или экономической отдаче, или агрономии. - в этом конкретном контексте то, что создает и разрушает индийское сельское хозяйство и ГМО в развивающихся странах, это то, что люди считают себя хорошими фермерами, хорошими родителями, хорошими членами общества. Это полностью социальное решение».
Лучшее, что могут сделать индийские политики, чтобы помочь этим фермерам, по словам Флакса, - это замедлять или регулировать приток новых семян каждый сезон. Должен быть способ уменьшить беспокойство и перегрузку выбором, связанную с сельскохозяйственными решениями.
"Но если мы понимаем это как более экзистенциальный вопрос, то дело вовсе не в семенах. Нам нужно улучшить качество жизни индийских фермеров, выращивающих хлопок, будь то улучшение дорог или повышение надежности. орошение, и то, и другое является огромной проблемой в Индии», - сказал Флакс. «Хлопковое хозяйство выросло благодаря внедрению генетически модифицированных семян, и люди вложили много денег в их выращивание, что привело к возникновению больших долгов. Это социальная проблема справедливости, а не просто сельскохозяйственная проблема, связанная с вредителями сельскохозяйственных культур."