БОУЛДЕР. С середины сентября исследователи из Национального центра атмосферных исследований (NCAR) в Боулдере, штат Колорадо, превращают коммерческие самолеты в летные «зондирующие платформы» для измерения и составления отчетов о турбулентности.
При финансовой поддержке Федерального авиационного управления (FAA) ученый NCAR Ларри Корнман и его коллеги создали программное обеспечение, которое работает с существующим оборудованием самолета для измерения турбулентности на месте (в полете) и составления отчетов каждую минуту. United Airlines планирует развернуть программное обеспечение более чем на 200 самолетах в течение следующих шести месяцев. Эти данные будут использоваться для создания прогнозов турбулентности, чтобы помочь пилотам избегать ухабистого воздуха. Основным спонсором NCAR является Национальный научный фонд.
До сих пор единственные данные о турбулентности - внезапных невидимых порывах ветра, которые ударяют самолет и его пассажиров, - поступали из отчетов пилотов о упругом или изменчивом воздухе. «Если бы мы попытались придумать новый датчик для установки на самолет, это было бы слишком дорого», - объясняет Корнман. Часть этих расходов приходится на тестирование нового оборудования, чтобы убедиться, что оно не повлияет на выполнение полетов. «Поэтому мы искали способ использовать датчики, компьютеры и системы связи, которые уже были на борту, не мешая их обычным функциям». Вместо непосредственного измерения турбулентности исследователи используют реакцию самолета на турбулентность, чтобы определить ее величину.
«Мы решаем обратную задачу, - говорит Корнман. «Если я измерю, что делает самолет, я могу сделать вывод, какой должна быть турбулентность. Результатом является алгоритм турбулентности на месте или математическая процедура решения задач, которая использует измерения того, насколько самолет подпрыгивает вверх и вниз, принимая во внимание его вес, воздушную скорость, высоту, а также то, находится ли самолет на автопилоте или нет.
Алгоритм включен в программное обеспечение, установленное Allied Signal, Inc., в рамках бортовой системы управления полетом Allied и системы мониторинга состояния самолета. Затем данные передаются в базу данных FAA/Национальной метеорологической службы (NWS).
В среднем серьезные инциденты с турбулентностью случаются раз в два дня на коммерческих рейсах где-нибудь в Соединенных Штатах. Результатом может быть что угодно: от разлитых подносов с едой до переломов костей бортпроводников и пассажиров, не пристегнутых к сиденьям. В 1991 году из-за сильной турбулентности у грузового самолета Боинг-747, вылетавшего из аэропорта Анкориджа, оторвало двигатель. Хотя причина крушения рейса 535 United при заходе на посадку в аэропорт Колорадо-Спрингс в 1991 году так и не была установлена, наиболее вероятными причинами считаются турбулентный ветер и проблема с рулем направления.
Корнман и другие ученые будут использовать данные, скомпилированные в базе данных FAA/NWS, для создания продукта для обнаружения турбулентности - представления траекторий полета, показывающего, что все самолеты в заданном регионе измерили за 30 минут. период. Эта информация о маршруте полета будет предоставлена United Airlines (и другим авиакомпаниям, которые станут участниками в будущем), а также Авиационному метеорологическому центру NWS в Канзас-Сити, штат Миссури.
По мере того, как все больше самолетов будут сообщать больше данных, Корнман ожидает, что продукты прогнозирования будут улучшаться до такой степени, что станет возможным «прогнозирование текущей погоды» или предупреждения о турбулентности в режиме реального времени. «Наличие такой всеобъемлющей и точной базы данных действительно ускорит разработку новых инструментов прогнозирования», - объясняет Корнман.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) сравнит результаты американской программы обнаружения турбулентности на месте с текущими исследованиями Австралийского бюро метеорологии. Целью ИКАО является международный стандарт измерения турбулентности и отчетности.
NCAR управляется Университетской корпорацией атмосферных исследований.
-Конец-
Сценарист: Женя Галлон
Найдите этот и другие выпуски новостей UCAR во всемирной паутине по адресуhttps://www.ucar.edu/ucargen/press/contents.html
Чтобы получать пресс-релизы UCAR и NCAR по электронной почте, телефону 303-497-8601 или по электронной почте [email protected]