Медленная скорость лодки снижает риск для ламантинов. Или они? Не совсем так, согласно исследованию, проведенному в Атлантическом университете Флориды. Фактически, сами законы, принятые для замедления лодок в местах обитания ламантинов, могут на самом деле приносить больше вреда, чем пользы. Тем не менее, инновационное устройство оповещения оказалось лучшим решением.
Около 100 ламантинов ежегодно погибают от лодок, что делает это основной причиной смерти этого вида. Их не только часто бьют, но и неоднократно, и шрамы доказывают это. Часто думают, что это потому, что эти нежные гиганты двигаются слишком медленно, чтобы избежать опасности, или, возможно, они недостаточно умны, чтобы знать лучше.
Неправда, по словам Эдмунда Герштейна, доктора философии, директора по исследованиям морских млекопитающих в Научном колледже Чарльза Э. Шмидта FAU, и его жены Лауры, которые провели последние 20 лет, исследуя ламантинов, чтобы добраться до корня этой проблемы и развеять эти мифы. Они обнаружили, что ламантины с трудом слышат и улавливают низкочастотные звуки, такие как гудение работающего на холостом ходу двигателя или медленно движущейся лодки. Мелкие и мутные воды еще больше усугубляют эту проблему и делают лодки акустически и визуально невидимыми для неосторожных ламантинов.
«Идея замедлить ход лодок для защиты ламантинов может помочь нам почувствовать себя лучше, но она имеет прямые акустические последствия на мелководье, что повышает риск столкновения ламантинов», - сказал Эдмунд Герштейн.«В то время как зона низкой скорости может снизить вероятность смерти во время столкновения, они не уменьшили количество столкновений, которые привели к гибели людей, и, возможно, фактически увеличили количество несмертельных травм».
Замедление лодок затрудняет для ламантинов обнаружение и определение местоположения приближающихся лодок, в то же время увеличивая время пересечения или время, которое требуется лодкам, чтобы фактически пройти через места обитания ламантинов. Когда ламантины не могут надежно обнаруживать приближающиеся лодки, увеличение времени воздействия увеличивает риск столкновений.
«Увеличение количества шрамов от пропеллеров и лодок, которое мы наблюдаем у выживших животных, согласуется с внедрением зон низкой скорости в их среде обитания», - сказал Эдмунд Герштейн. «Сегодня у нас есть живые ламантины, которые пострадали десятки раз, некоторые из них имеют до 50 различных рисунков шрамов от встреч с лодками».
После многих лет тщательного тестирования слуховых способностей ламантинов Герштейны обнаружили, что эти морские млекопитающие хорошо обнаруживают и определяют местонахождение высокочастотных шумов, особенно в диапазоне от 16 000 до 18 000 кГц. К сожалению, доминирующие частоты медленно движущейся лодки находятся в диапазоне от 0,05 до 0,8 кГц, и ламантины не приспособлены слышать эти звуки.
Вооруженные этой важной информацией, эти исследователи придумали инновационное решение - устройство оповещения о ламантинах (MAD). Это устройство оповещения излучает узконаправленный звуковой сигнал низкой интенсивности прямо перед приближающимися судами. Выбранные сигналы используют лучшие способности ламантинов к слуху и локализации и слышны только ламантинам, находящимся на прямом пути приближающегося судна.
Герштейны протестировали свое устройство в Национальном заповеднике дикой природы острова Мерритт, окружающем Космический центр Кеннеди, на мысе Канаверал, штат Флорида. Они использовали синхронизированные акустические буи и видеокамеры, чтобы измерить расстояние, на котором ламантины убежали бы от приближающегося лодка с устройством оповещения и без него. Исследование частично финансировалось Министерством обороны США и Программой управления унаследованными ресурсами, и результаты были впечатляющими.
Без сигнализации 95 процентов диких ламантинов не меняли своего поведения при приближении лодки. Они не отвечали и не избегали лодки, пока она не подошла так близко, что была вынуждена отклониться, чтобы не столкнуться с ними. С тревогой все было наоборот; 95 процентов ламантинов ушли от встречного судна. В среднем ламантины убегали от судов с сигнализацией около 20 метров по сравнению с 6 метрами без сигнализации. Исследователи отмечают, что на самом деле репертуар ламантинов заключается в том, чтобы отходить от лодок, когда они достаточно громки, чтобы перекричать преобладающий фоновый шум, чтобы они могли надежно слышать.
«Полевые испытания Герштейна ясно продемонстрировали эффективность нового параметрического устройства оповещения о ламантинах, которое они разработали», - сказал Ата Сараджедини, доктор философии, декан Научного колледжа Чарльза Э. Шмидта FAU. «Это акустическое решение вооружает ламантинов сенсорным восприятием и должно стать важным компонентом в сохранении одного из самых любимых морских млекопитающих Флориды, а также необходимого оборудования для лодочников."
Около 20 лет назад Герштейны вместе с доктором Джозефом Блю (ныне покойным), директором Военно-морской исследовательской лаборатории США, Подводного опорного отряда и Центра подводных боевых действий ВМС, основали компанию Leviathan Legacy Inc. и запатентовали устройство оповещения. MAD должен стоить около 120 долларов, как только он станет коммерчески доступным. Эдмунд Герштейн отмечает, что у них есть аналогичное параметрическое акустическое устройство, предназначенное для носовой части больших кораблей, чтобы снизить риск столкновения судов и плавсредств с китами и другими морскими животными.
По данным Флоридской комиссии по охране рыб и дикой природы, флоридский ламантин является местным видом, обитающим во многих водных путях Флориды. Впервые внесенный в список федеральных видов, находящихся под угрозой исчезновения в 1966 году, популяция флоридских ламантинов сегодня выросла до более чем 6000 особей. Ламантины Флориды были впервые защищены Законом штата Флорида в 1893 году. Ламантины находятся под защитой Закона Флориды о заповеднике ламантинов (§379.2431 (2), Устав Флориды) и находятся под защитой на федеральном уровне как Закона о защите морских млекопитающих, так и Закона об исчезающих видах.