Исследователи UF строят взлетно-посадочную полосу как зону приземления для молний

Исследователи UF строят взлетно-посадочную полосу как зону приземления для молний
Исследователи UF строят взлетно-посадочную полосу как зону приземления для молний

Сценарист: Карен Мейзенхаймер

Источник: Владимир Раков (352) 392-4242E-mail: [email protected]

ГЕЙНСВИЛЬ, Флорида - - После проектирования и строительства собственной взлетно-посадочной полосы, оснащенной типичным освещением, знаками и поверхностью, инженеры Университета Флориды теперь планируют нанести электрический ущерб своему новому творению, заставив его ударить молнией.

Спровоцированные разряды электричества помогут исследователям изучить влияние ударов молнии на существующие системы освещения взлетно-посадочной полосы и разработать новые защитные меры.

Экспериментальная взлетно-посадочная полоса длиной 300 футов, построенная на исследовательском центре UF в области молний в Кэмп-Бландинге недалеко от Старке, представляет собой небольшую часть размера типичной взлетно-посадочной полосы. Часть его поверхности покрыта асфальтом, а другая - бетоном.

Авиационный отдел Департамента транспорта Флориды спонсирует исследование и просит ученых Университета штата Флорида рекомендовать улучшенные стандарты защиты от молнии. Чиновников беспокоит не только дорогостоящий ущерб от молнии, но и потенциальная опасность для пилотов, особенно в небольших аэропортах.

«В большинстве небольших аэропортов нет персонала, а освещением взлетно-посадочной полосы управляют пилоты с дистанционным управлением», - сказал Владимир Раков, доцент кафедры электротехники и вычислительной техники УФ и ведущий исследователь проекта. «Если кто-то попытается приземлиться ночью после того, как молния отключила питание, дальнейшие действия будут зависеть от того, сколько топлива осталось у пилота."

Во время пикового сезона летних гроз во Флориде исследователи будут запускать ракеты в темное, угрожающее небо с разных позиций на взлетно-посадочной полосе. Каждая ракета будет тянуться за заземленной тонкой проволокой, покрытой кевларом, прочным материалом, используемым в таких вещах, как пуленепробиваемые жилеты. Когда ракета запускает молнию, разряд электрического тока следует по проводу вниз к взлетно-посадочной полосе через громоотвод, прикрепленный к пусковой установке.

Перед запуском инженеры измеряют электрическое поле на уровне земли, чтобы определить, накопился ли в облаках достаточный электрический заряд.

«Это правда, что высокие объекты чаще всего поражаются молнией», - сказал Раков. «Мы просто создаем временный высокий объект, направляя провод в сторону облаков».

Две поверхности, а также две системы освещения были разработаны для имитации различных условий аэропорта, сказал Ральф Эллис, адъюнкт-профессор гражданского строительства в UF, который отвечал за проектирование и строительство модели взлетно-посадочной полосы. Он сказал, что установка соответствует действующим стандартам Федерального авиационного управления (FAA).

Проектирование и строительство проекта заняли около года, сказал Эллис, в команду которого входили преподаватели и студенты строительного факультета Университета Флориды.

Две системы освещения взлетно-посадочной полосы приняты FAA, сказал Раков. В одном из них каждый фонарь размещается на стойке в земле с трансформатором и силовым кабелем, закопанным в траншею по периметру взлетно-посадочной полосы. Более дорогая система требует, чтобы каждый светильник был установлен на металлическом корпусе, в котором находится трансформатор. Силовой кабель помещается в защитную трубу из ПВХ перед заглублением в землю.

В большинстве небольших аэропортов Флориды используются прямые подземные кабели и фонари, установленные на столбах, сказал Раков. Обе системы освещения были установлены для проекта UF, чтобы определить, лучше ли одна из них выживает при ударе молнии.

В настоящее время FAA требует, чтобы все аэропорты использовали специальную процедуру молниезащиты, предназначенную для отвода молнии от электрической цепи. Он состоит из оголенного медного провода, проложенного на 4 дюйма выше силового кабеля и прикрепленного к вертикальным стержням, установленным вокруг всей цепи. Необходимый провод, называемый противовесом, подключается к каждому светильнику и к системе заземления источника питания. Но, по словам Ракова, такая конфигурация может усугубить ситуацию.

«Нет единого мнения о том, защищает он или нет», - сказал Раков. «Это первое, что мы выясним. Мы протестируем стандарт FAA, а затем установим альтернативную систему защиты и снова протестируем, чтобы увидеть, работает ли она лучше».

-30-

Цветная или черно-белая фотография доступна с этой историей. Для получения информации звоните в отдел новостей и связей с общественностью по телефону (352) 392-9092.