РОЛЛА, Миссури - Исследователи из Университета Миссури-Ролла возьмут пробы частиц воздуха из наиболее загруженного в мире коридора полетов в рамках международного исследования того, как выхлопные газы самолетов влияют на атмосферу.
Drs. Дональд Хаген и Филип Уайтфилд, исследователи из Лаборатории облачных и аэрозольных исследований UMR, проводят испытания в Шенноне, Ирландия, начиная со следующей недели и продолжая до 15 октября.
«Нет реальной проблемы, которая была бы выявлена, - говорит Хаген. «Это тестирование похоже на поход к врачу на медосмотр. У вас даже нет боли в боку. Но если мы увидим эффект, мы его увидим здесь».
Из-за большого количества рейсов из Северной Америки в Европу Североатлантический коридор полетов является самым загруженным коридором полетов в мире. В дополнение к объему, самолеты следуют узким, четко определенным траекториям полета.
«Эти пути, называемые маршрутами организованных полетов, делают их особенно интересными для изучения», - говорит Хаген.
Это так интересно, что американские и европейские ученые объединяются в рамках двух программ - проекта NASA SONEX и программы POLINAT 2 Европейского экономического сообщества - для проведения испытаний. SONEX расшифровывается как Sass Ozone and Nitrogen Experiment. POLINAT - это исследование Европейского экономического сообщества, которое называется «Загрязнение авиационными выбросами в Североатлантическом коридоре полетов».
«Они решили объединить эти операции, потому что добавленная стоимость была бы колоссальной», - говорит Уайтфилд. «Доставка НАСА DC-8 со всеми его приборами на борту и Falcon (немецкий исследовательский самолет) со всеми его приборами на борту, а также все модели, проведенные этими учеными, дадут нам огромные данные, которые помогут нам понять, как выбросы самолетов воздействуют на атмосферу."
Результаты этого исследования могут когда-нибудь «предоставить доказательства, на основе которых будет принято решение о необходимости модификации авиационных двигателей», - говорит Хаген.
В этой международной координации участвуют все, от синоптиков до авиадиспетчеров и ученых, изучающих конкретные данные.
«Мы должны знать тип каждого самолета и его двигателя, который проходит через коридор полета», - говорит Уайтфилд.
Исследование начинается с того, что DC-8, работающий из Бангора, штат Мэн, собирает тестовые данные с воздушной массы, которая, как ожидается, пересечет Атлантику по маршруту организованных полетов. Немецкий исследовательский самолет («Сокол») пролетит через ту же самую воздушную массу, что и через восточную оконечность Североатлантического коридора полетов.
Отслеживание проб воздуха от начала до конца уникально для этой совместной кампании и обеспечит основу для сравнения, которое необходимо ученым, говорит Хаген.
«Это то, чего вы не смогли бы сделать, если бы измеряли воздушную массу только на одной стороне океана», - говорит Хаген. «Вы всегда будете пытаться угадать, каково было исходное состояние посылки с чистым воздухом».
После первоначального пребывания в штате Мэн, NASA DC-8 присоединится к немецкой компании Falconin Ireland.
Шеннон, Ирландия, является идеальной базой для операций. Это не только рядом с траекторией полета, но и «у нас также исключительное сотрудничество со стороны полетных диспетчеров», - говорит Уайтфилд.
Еще пять лет назад никто не знал, можно ли измерить воздействие выхлопных газов самолетов на атмосферу. Первый POLINAT в сочетании с немецкой программой DLR, Deutsche Forschungsanst alt furLuftund Raumfahrt, доказал, что это возможно. Хаген и Уайтфилд также участвовали в этих исследованиях - зимой 1994 и летом 1995 года - в рамках исследований, финансируемых НАСА.
Отчет по данным первого ПОЛИНАТ был опубликован в сентябре 1996 года.
«Не было ни одного порывистого, однострочного вывода», - говорит Хаген. «В отчете действительно говорилось, что можно определить влияние самолетов на воздушный коридор».
Согласно отчету, объединенные данные показывают, что самолеты несут ответственность за значительное увеличение количества частиц или аэрозолей в непосредственной атмосфере Североатлантического коридора полетов.
Помимо дальнейших испытаний, эта совместная кампания позволит решить некоторые проблемы, выявленные учеными на сегодняшний день. Во время первых испытательных кампаний они обнаружили, что загрязнение от выхлопных газов самолета распространяется дальше, чем они предполагали, «поэтому мы никогда не могли выйти на чистый воздух в исследованиях, которые мы проводили с имеющимся у нас самолетом», - говорит Хаген. «На этот раз исследовательский самолет пролетит через всю воздушную массу между Исландией и Азорскими островами, островами у побережья Марокко. Перед возвращением самолет должен будет приземлиться и дозаправиться."
Ученые из Германии, Норвегии, Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландов и США участвуют в этой совместной 30-дневной кампании.
«Это сливки из сливок европейского народа в этой области», - говорит Уайтфилд. «Для нас это большая честь и признание, что нас пригласили участвовать».