Как можно заключить юридически обязывающее соглашение о клонировании человека? Обратите внимание, как ведутся переговоры об изменении климата и правах человека, говорит исследователь биоэтики

Как можно заключить юридически обязывающее соглашение о клонировании человека? Обратите внимание, как ведутся переговоры об изменении климата и правах человека, говорит исследователь биоэтики
Как можно заключить юридически обязывающее соглашение о клонировании человека? Обратите внимание, как ведутся переговоры об изменении климата и правах человека, говорит исследователь биоэтики

С тех пор, как в 1996 году была клонирована овечка Долли, вопрос о том, следует ли запретить репродуктивное клонирование человека или продолжать его, стал предметом международных дебатов. Пытаясь решить эту проблему, в 2005 году ООН сформулировала Декларацию о клонировании человека, но она была сформулирована неоднозначно и получила неоднозначную поддержку со стороны государств-членов ООН. Теперь Адель Ланглуа из Университета Линкольна, Великобритания, утверждает, что тем, кто стремится к надежной глобальной системе управления клонированием человека, стоит обратить внимание на недавние успехи в области изменения климата и деловой этики. Отчет опубликован в журнале открытого доступа Springer Nature Palgrave Communications.

Исследование Ланглуа сосредоточено на официальных отчетах и наблюдениях из первых рук на различных встречах по биоэтике, чтобы изучить тупик в дебатах о клонировании человека, в котором в настоящее время находится Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Декларация ООН о клонировании человека запрещает «все формы клонирования человека, поскольку они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни», но отсутствие поддержки со стороны некоторых государств-членов и неоднозначный характер можно интерпретировать как побуждение ЮНЕСКО к созданию в 2008 г. рабочей группы в составе членов ее Международного комитета по биоэтике.

Рабочая группа должна была изучить возможность принятия юридически обязывающей конвенции о запрете репродуктивного клонирования человека. Было установлено, что нынешнее отсутствие ясности в международном праве бесполезно для тех государств, которые еще не сформулировали национальные правила или политику по этой теме. Несмотря на это, государства-члены ЮНЕСКО несколько лет сопротивлялись идее конвенции. Это изменилось в 2015 году, но, по словам Ланглуа, с тех пор не было достигнуто никакого практического прогресса.

Она считает, что этот тупик можно разрешить, создав надежную систему глобального управления, использующую совещательный формат. Он должен основываться на обмене знаниями и проверке осуществимости, а не на переговорах на основе интересов, которые характерны для межправительственных организаций. В нем также должны участвовать многочисленные заинтересованные стороны. Эта структура аналогична той, которую Конференция сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, другого межправительственного форума, использовала для продвижения вперед переговоров об изменении климата. Это также позволило ООН принять Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека в 2011 году после многих лет неспособности согласовать свод норм по этой теме.

Ланглуа говорит, что переговоры о клонировании человека должны перейти от коротких формальных дискуссий в комитетах к более глубокому обмену информацией между более широким кругом заинтересованных сторон. Необходимы обещания действий снизу вверх и разработка передовой практики посредством технико-экономических обоснований. Это может не привести к решению начать переговоры по договору, но может, по крайней мере, пролить свет на набор ресурсов и обязательств, которые могут оказаться эффективными в поощрении этического поведения со стороны государств и других субъектов.

Если бы был более гибкий совещательный формат, и мы смогли бы отразить успешные шаги на других глобальных форумах, мы могли бы перейти к надежной структуре управления клонированием человека, в которой было бы меньше основанных на интересах переговоров и больше поддержка со стороны заинтересованных сторон», - добавляет она.