Как появляются и распространяются новые модели поведения среди обезьян-капуцинов

Как появляются и распространяются новые модели поведения среди обезьян-капуцинов
Как появляются и распространяются новые модели поведения среди обезьян-капуцинов

Одна белолицая обезьяна-капуцин засовывает пальцы глубоко в глазницы другого капуцина, с которым дружит. Капуцин использует части тела своего союзника, чтобы нанести удар своему общему врагу. Эти модели поведения прочно вошли в репертуар изобретателей. Но в первом случае поведение распространяется на других членов группы, а во втором нет.

Что заставляет капуцинов изобретать новые модели поведения, и почему некоторые модели поведения сохраняются и перенимаются другими обезьянами?

Исследование, проведенное профессором антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Сьюзен Перри, показывает, что пожилые, общительные капуцины склонны изобретать новые типы социального поведения, многие из которых, по-видимому, функционируют либо как проверка дружбы, либо как демонстрация против врагов. Другие виды поведения, которые наблюдали исследователи, включали игры, новые способы взаимодействия с младенцами и новые формы сексуального взаимодействия.

«Капуцины имеют сложные социальные структуры, долгосрочные родственные отношения между обоими полами и богатый поведенческий репертуар, что делает их интригующим объектом научных наблюдений», - сказал Перри. «Изучение мелочей других, нечеловеческих сообществ приматов напоминает нам, что мы не единственные виды на этой планете, у которых есть эмоции, личности, друзья, враги, политика, культура и социальная драма».

Выводы об инновациях в поведении, которые были опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences, были бы невозможны без 27-летней практики Перри по изучению приматов в рамках проекта Lomas Barbudal Monkey Project недалеко от Либерии, Коста-Рика.

Исследовательские группы Перри круглый год собирали данные в сухом тропическом лесу, отслеживая повседневную жизнь 234 индивидуально признанных капуцинов в 10 социальных группах, регистрируя около 250 типичных видов поведения. Исследователи превратили каждое новое наблюдаемое поведение в точку данных для статистического моделирования. Их данные для исследования PNAS были получены за 10 лет исследований.

«В 2001 году я добавил к основному протоколу сбора данных практику записи подробных описаний любого поведения, которое ранее не наблюдалось», - сказал Перри.

Использование протокола означало, что она могла выяснить, какое поведение было новым, когда - и если - оно распространилось по всей группе, и какие капуцины были ответственны за их распространение.

Хотя исследование показало, что пожилые обезьяны лучше изобретают способы социального взаимодействия, Перри также заметил, что более молодые обезьяны изобретают поведение в разных категориях - способы взаимодействия с физической средой (например, переворачивание коровьих пирогов, чтобы использовать их в качестве качели), добывают пищу (например, заворачивают гусениц в листья, чтобы стереть жгучие волоски) или взаимодействуют со своим собственным телом (в том числе используя ветки и лианы в качестве зубной нити).

Поскольку настоящие инновации встречаются редко, использование протокола помогло стандартизировать ведение заметок в ее командах и смягчить некоторую предвзятость естественного наблюдателя, сказала она. Учитывая ее многолетний опыт наблюдения за капуцинами в Коста-Рике, Перри была арбитром команды в том, какое поведение можно считать «новым».

«Возможно, это лучший набор данных о темпах инноваций у приматов в естественном контексте», - сказал Перри. «Он показывает различные поведенческие области, в которых эти животные изобретают, потому что мы не просто проводим эксперименты, основанные на конкретной задаче, определенной экспериментатором; мы записываем каждый сумасшедший поступок, который делают эти животные, а затем также смотрим, остаются ли эти вещи в репертуаре."

Поведение было отсортировано по четырем категориям: социальное, собирательное, самостоятельное и исследовательское. В конечном итоге исследователи отследили 187 инноваций, 127 из которых были уникальными моделями поведения. Восемьдесят процентов были разовыми действиями, которые никогда не повторялись исходной обезьяной и не передавались другим. Большинство инноваций относится к исследовательской категории (42,5%), за ними следуют социальные (37%), поисковые (13,4%) и самостоятельные (7,1%).

Появились "действительно странные вещи", сказал Перри. Одна обезьяна подбрасывала младенца в воздух за хвост и жонглировала им; другой проделал то же самое с трупом белки, неоднократно перебрасывая его с рук на ноги. Но ни одна из этих черт не прижилась у других обезьян. В другом случае одна обезьяна взяла другую обезьяну за руку и почесала ею свою голову. Некоторые обезьяны решили ухаживать за животными разных видов, включая дикобразов, муравьедов и воющих обезьян. Некоторые из них разработали различные формы игры с песком, такие как закапывание частей тела или бросание песка между ног.

Еще одно новое исследование, опубликованное в Proceedings of the Royal Society of Biological Science, было проведено Бренданом Барреттом, аспирантом Калифорнийского университета в Дэвисе, которого Перри консультировал в течение нескольких лет. Барретт задокументировал, как группа капуцинов выяснила, как открыть плод панамского дерева. Этот фрукт был новым для большинства членов группы, которая отделилась от более крупной группы обезьян более десяти лет назад и переехала в район, где нет панамских деревьев.

Сочетание методов обучения, как социальных, так и несоциальных, распространялось по всей группе по мере того, как они приобретали опыт выполнения задания. Некоторые из старых животных были знакомы с фруктами, содержащими семена, защищенные твердой оболочкой, выстланной внутри колючими волосками, а некоторые нет. Барретт тайно поместил фрукты в новое место по два за раз, чтобы исследователи могли задокументировать каждый случай, когда обезьяны взаимодействовали с ними.

Исследователи обнаружили, что большинство обезьян переняли наиболее эффективную технику открывания плода, хотя Наполеон, обезьяна, которая разработала эту технику, не была высокопоставленным членом группы.

«Будет интересно провести аналогичные исследования в похожих обществах и посмотреть, достаточно ли это стандартно», - сказал Перри.«Для обезьян имеет больше смысла иметь предвзятость вознаграждения, а не предвзятость престижа в задаче по добыче пищи, для которой есть явное преимущество в эффективности. Но могут быть и другие поведенческие области, в которых вы ожидаете различные типы предвзятости социального обучения».

Изучение поведенческих инноваций важно, потому что культурные изменения в первую очередь происходят, когда новые виды деятельности вводятся, а затем подхватываются большим количеством членов сообщества.

И исследование обеспечивает важную связь с миром природы для человеческой культуры, все более одержимой технологиями, сказал Перри. «Это действительно открывает глаза людям, которые естественным образом предполагают, что мы единственный вид, способный на такие вещи, и заставляет людей больше сопереживать другим видам».