Новая статья, опубликованная в Behavioral Ecology, обнаружила, что певчие птицы могут координировать свои действия как вокально, так и визуально, чтобы усилить реакцию своих партнеров по пению.
У многих животных, живущих группами, пары поют вместе, чтобы защитить ресурсы, но такие сигналы могут быть намного сложнее, чем акустический стимул сам по себе. В дополнение к песням сотрудничающие животные могут производить движения, которые можно точно сочетать между партнерами и с песнями. Эксперименты с птицами-роботами показали, что координация голосовых и визуальных компонентов аудиовизуального дисплея австралийской сороки-жаворонка усиливает реакцию приемника на этот сложный сигнал. Поющие животные не просто поют вместе; они тоже танцуют.
Животные общаются всем телом. У людей, например, вокальные выражения естественным образом воспроизводятся с соответствующими движениями лица, что уменьшает двусмысленность речи. Поскольку голоса и движения губ физически связаны, даже небольшие изменения ухудшают восприятие сообщения, поэтому координация является сложной задачей, поскольку требует постоянного наблюдения за поведением партнера.
Предыдущие исследования показали, что точная голосовая координация между сотрудничающими животными повышает качество их демонстрации; однако мало известно о роли координации между песнями и движениями. Партнеры рыжеволосого крапивника, Campylorhynchus rufinucha, например, скоординировано сочетают несколько типов песен и движений тела. Исследователи предположили, что подобные движения могут улучшить координацию голоса в паре. Разнообразие движений и точное соответствие песням позволяют предположить, что оба компонента совместно сигнализируют другим парам.
В этой статье робототехника использовалась для анализа координации в дуэтах австралийской сороки-жаворонка Grallina cyanoleuca. Здесь исследователь использовал пару роботизированных моделей сороки-жаворонков. В моделях использовалась таксидермическая кожа, поэтому цвет, рисунок и текстура поверхности были реалистичными. Тесты сочетали воспроизведение вокального дуэта с роботизированными моделями, которые производили движения крыльев, и проверяли, улучшает ли аудиовизуальная координация реакции получателя во время взаимодействия у этого вида.
Исследователь, работающий над этим исследованием, провел три эксперимента с двумя обработками в каждом, чтобы проверить, как жаворонки-сороки реагируют на дуэты, скоординированные акустически и визуально между животными и аудиовизуально внутри животного. Реакция измерялась количеством песен и полетов самцов и самок к роботам.
В каждом эксперименте участвовали одни и те же двенадцать пар птиц с интервалом не менее четырех дней между последовательными экспериментами с парой. Эксперименты состояли из двух обработок, проведенных в один и тот же день с парой. Такая схема нацелена на максимальную точность сравнения животных. Порядок обработок и экспериментов был сбалансирован по дизайну в отношении пары и пола инициатора дуэта. Каждая процедура длилась 10 минут.
Результаты показали, что жаворонки-сороки по-разному реагируют на скоординированные и нескоординированные дуэты. И самцы, и самки инициировали больше песен в ответ на полностью скоординированное воздействие, чем на нескоординированное, что позволяет предположить, что полная координация создает самый сильный сигнал. В целом женщины инициировали меньше песен, чем мужчины. Как и в случае с инициацией песни, пары создавали больше дуэтов и с большей вероятностью летели к модельным птицам в ответ на скоординированное воздействие, чем на все нескоординированное воздействие. Воспроизведения, которые были точно скоординированы с точки зрения движений или песен без координации в другом канале, не увеличивали воспринимаемую территориальную угрозу отображения по сравнению с воспроизведениями, которые были нескоординированы в обоих каналах между животными, но скоординированы между каналами внутри животного.
«Мультимодальность сигналов может быть выгодна как для сигнальщика, так и для получателя, потому что существует много способов, с помощью которых один компонент сигнала может улучшить эффективность другого», - сказал автор статьи Паве Рок. «Проблема возникает, когда компоненты сигнала не выровнены по времени, потому что рассогласование создает иллюзии и конфликты с точки зрения приемника. Мультимодальная координация внутри индивидуума изучалась много лет, но она касалась сигналов с механистически связанными компонентами. Это исследование показывает, что это также важно для видов, совместно передающих сигналы, у которых координация является результатом не физических ограничений, а мотивации и опыта партнеров».