Какаду Гоффина не является специализированным пользователем инструментов в дикой природе, но продемонстрировал способность изобретать и использовать различные типы инструментов в неволе. Теперь когнитивные биологи из Венского университета и Университета ветеринарной медицины Вены протестировали этих попугаев в задаче на использование инструментов, требуя от птиц перемещения объектов относительно поверхности. Животные должны были выбрать правильный «ключ», чтобы вставить его в «замочную скважину» в коробке, совместив его форму с формой выреза на поверхности внутри коробки во время вставки. Попугаи не только смогли выбрать правильный ключ, но и потребовали меньше попыток размещения, чтобы выровнять простые формы, чем приматы в аналогичном исследовании.
Подгонка объекта под соответствующий контур, например, вставление ключа в замочную скважину или вставление соответствующего бита отвертки в винт, является повторяющейся частью многих человеческих технических процедур и начинает развиваться в первые годы нашей жизни. В играх с монетами или буквами двухлетние дети также начинают поворачивать предметы в правильное положение, прежде чем привести их в контакт с прорезью. Во многом это связано с тем, что при перемещении объектов в пространстве они начинают использовать другие объекты в своей среде, а не только собственное тело в качестве ориентиров: это называется аллоцентрической системой отсчета. Поэтому неудивительно, что это является важной предпосылкой для начала использования инструментов у младенцев раннего возраста, таких как использование ложки или граблей.
Другим важным аспектом задач по подгонке является геометрия и симметрия. Например, вставка круга в соответствующий вырез не требует определенной ориентации, в то время как несимметричный объект имеет только одну возможную правильную ориентацию для вставки. Люди могут вставлять мяч уже в возрасте одного года, но им требуется еще год, прежде чем они смогут вставлять кубик. Дети постарше (3-4 года) начинают вращать и сравнивать предметы с вырезом, удерживая их над собой, прежде чем пытаться их вставить. Интересно, что такое визуальное выравнивание, по-видимому, отсутствует у высших приматов, таких как обезьяны-капуцины и человекообразные обезьяны. Несмотря на свою значительную ловкость, они могут помещать только простые формы в соответствующие рамки и требуют много попыток размещения.
Какаду Гоффина - очень игривые и изобретательные попугаи, известные своим интеллектом и способностью разрабатывать сложные формы использования инструментов в неволе. Корнелия Хабл и Алиса Ауэрсперг из Венского университета и Венского университета ветеринарной медицины теперь проверили свои способности к сопоставлению форм в установке, которая требовала использования объекта в качестве инструмента для получения пищевого вознаграждения.
Исследование
"Мы использовали коробку со сменной прозрачной передней частью с фигурным отверстием в центре. Когда объект был успешно вставлен в отверстие, складная платформа внутри коробки выпускала вкусный орех на нижнем конце», - говорит Корнелия Хабл, которая проводила исследование в лаборатории Гоффина в Вене. «Птицы выбирали объекты правильной формы из набора. до пяти различных форм почти сразу, без какой-либо подготовки». Еще одним интересным открытием было то, что они превращали объекты сложной формы таким образом, чтобы свести к минимуму их усилия во время вставки. Например, крестообразный объект будет повернут на 90°, так что нужно будет вставить только два выступа вместо четырех, или L-образный объект с одним выступом, обращенным вперед и назад."
«Это указывает на то, что животные действительно обладают аллоцентрической системой отсчета при перемещении объектов в пространстве, подобно двухлетним малышам», - говорит Алиса Ауэрсперг, глава лаборатории Гоффина в Вене: «Наши результаты показывают, что способность выравнивать объекты по соответствующей канавке субстрата не ограничивается животными с отростками, похожими на руки. Птицы больше полагаются на визуальные сигналы, чем приматы». Последующие исследования этого исследования будут сосредоточены на мелких деталях выравнивания объекта и действиях клюва-языка на объекте до и во время вставки, чтобы оценить роль зрения в размещении объекта.