Кампании по изменению климата, направленные на исправление общественного мнения о научном консенсусе, скорее всего, приведут к неприятным последствиям и подорвут политические усилия, согласно комментарию экспертов, опубликованному сегодня в журнале Environmental Communication.
Шесть авторов комментария утверждают, что кампании, которые подчеркивают вариации сообщений, таких как «97% ученых-климатологов пришли к выводу, что изменение климата происходит по вине человека», имеют несколько серьезных недостатков.
Во-первых, трудности, связанные со статистической количественной оценкой консенсуса и тем, что включено в литературу по климатологии, вызвали острые разногласия. Стратегия обмена сообщениями также способствовала путанице в отношении того, распространяется ли консенсус на различные воздействия, такие как экстремальные погодные явления. Вместо того, чтобы положить конец конфликту по поводу реального изменения климата, вызванного деятельностью человека, эти усилия вызвали дальнейшие дебаты.
Во-вторых, исследования, оценивающие влияние общепринятых сообщений на общественное отношение, были опубликованы относительно небольшой группой аффилированных исследователей и оспаривались другими социологами, что привело к неопределенной доказательной базе, вокруг которой можно инвестировать финансирование от имени дорогостоящих коммуникационных кампаний.
В-третьих, прошлые исследования предполагают, что признание научного консенсуса не требуется для того, чтобы общественность поддерживала решения экологических проблем. Например, Монреальский протокол по защите озонового слоя был подписан перед лицом шокирующего открытия озоновой дыры. Однако десятью годами ранее общественность США уже начала отказываться от использования аэрозольных баллончиков, содержащих химические вещества, разрушающие озоновый слой, в то время, когда еще не существовало научного консенсуса в отношении защиты озонового слоя.
Последний обсуждаемый вопрос подчеркивает, как узкий фокус на научном консенсусе вытесняет дебаты по более широким вопросам, возникающим в связи с изменением климата, которые включают множество различных и часто противоречащих друг другу вариантов политики.
Соавтор Райнер Грундманн из Школы социологии и социальной политики Ноттингемского университета в Великобритании прокомментировал: «Консенсус на 97 % стал популярным лозунгом для участников климатических кампаний, но стратегия обречены на провал. Существует опасность преувеличения в том, что цифры, такие как консенсус 97%, неявно распространяются на все области науки о климате и используются для закрытия дебатов по таким сложным темам, как экстремальные погодные явления. Этот подход также делает неправдоподобное предположение, что общественность пойдет по правильному пути политики, как только получит соответствующую научную информацию, и что признание научного консенсуса необходимо для поддержки конкретных решений».