Храмовая культура в птолемеевском Египте жива и здорова

Храмовая культура в птолемеевском Египте жива и здорова
Храмовая культура в птолемеевском Египте жива и здорова

Считалось, что египетская храмовая культура пришла в упадок в эпоху Птолемея, после смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. Ничто не может быть дальше от истины, говорит египтолог Карина ван ден Ховен. Храмовая культура была очень жива и здорова. Защита кандидатской диссертации 16 февраля.

Инновации

Карина ван ден Ховен каждый год ездила в Египет для своей докторской диссертации, чтобы изучать храмы и фотографировать то, что она видела. Изучая ритуальные сцены, изображенные на стенах храмов, и расшифровывая тексты, написанные иероглифами, она обнаружила, что в современную храмовую культуру были привнесены новшества, уходящие своими корнями в древние традиции. Эти нововведения отражали гораздо более широкий контекст нововведений, имевших место в Египте в течение более длительного периода.

Кровавые войны

После внезапной смерти Александра в регионе наступил период потрясений. Его македонская империя простиралась более чем на 4000 километров от Ионического моря до Гималаев. Поскольку способного преемника не было, бывшие генералы Александра были назначены губернаторами разных частей империи, но слишком скоро они начали кровавые войны за присоединение частей территории друг друга. В 322 г. до н.э. бывший полководец Птолемей (полное имя: Птолемей I Сотер) получил власть над Египтом, а в 305 г. до н.э. провозгласил себя царем. После его смерти в 283 г. до н.э. ему наследовал его сын Птолемей II Филадельф.

Обновление было везде

Ван ден Ховен указывает, что обновление происходило во всем обществе. На этот процесс повлияло множество греков, которые уехали в Александрию, новую столицу Египта на северном побережье, чтобы заниматься торговлей или поселились в другом месте. Экономика процветала. В сельском хозяйстве выращивались новые культуры, такие как различные зерновые, и водяное колесо использовалось для орошения полей. И именно при Птолемее монеты впервые стали использоваться в качестве платежного средства, что в какой-то мере положило конец бартерной системе. В этом климате обновления, вероятно, были новшества и в местных храмах.

Осовремененные ритуальные тексты

«Храмы кажутся очень традиционными, как будто ничего не изменилось со времен фараонов, - говорит Ван ден Ховен, - но если вы присмотритесь, то увидите новшества в их архитектуре и убранстве. В птолемеевский период было добавлено более 2000 новых иероглифов. Обрядовые храмовые тексты также претерпели изменения, к ним добавились новые. Старые, более традиционные тексты были повторно использованы для замены некоторых из этих новых композиций. Поэтому утверждение о том, что древнеегипетская культура в этот период находилась в упадке, неуместно.

Коронация живого сокола

Ван ден Ховен осмотрел храмы Эдфу и Дендеры. Эти храмы датируются птолемеевской и римской эпохами и хорошо сохранились. Используя надписи и украшения, Ван ден Ховен реконструировал новый ритуал Коронации Живого Святого Сокола, ежегодную церемонию, проходившую на месте храма. Она обнаружила, где именно проводились определенные ритуалы, изучая тексты и сцены, изображенные на стенах храма. «В 1954 году французский египтолог Морис Аллио описал ряд ритуалов храма в Эдфу. Он пришел к выводу, что сцены на стенах храма следует читать снаружи внутрь и снизу вверх. Однако мои исследования показывают, что последовательность сцен на стенах храма ничего не говорит о фактическом выполнении ритуалов, поэтому я проигнорировал эту последовательность и пришел к другим выводам, что привело к совершенно новой конструкции ритуала».

Нет обновления без традиций

Ван ден Ховен: «Важность традиций часто объясняется реакцией на маргинализацию местных египетских священников в период Птолемеев. Считается, что священники пытались сохранить традиции, чтобы сохранить свою культурную самобытность и компенсировать потерю своего статуса. Это совсем не мое впечатление. Я обнаружил, что дело было не столько в сохранении их собственной культурной идентичности, сколько в переопределении египетской культурной идентичности, основанной на традициях. Это было очень важно для принятия происходящих изменений и нововведений. Легче принять изменения, если они основаны на традициях».