Ученые-экологи использовали слои данных о биоразнообразии, климате, транспорте и урожайности, чтобы построить систему карт с цветовой кодировкой, которая показывает, где новые проекты строительства дорог должны быть наиболее выгодными для производства продуктов питания в то же время как наименее разрушительный для окружающей среды.
Надежда заключается в том, что эта «компромиссная» стратегия может побудить правительства, инвесторов и застройщиков сосредоточиться на расширении дорог, которые имеют наибольшее значение для существующих сельскохозяйственных районов, а не на проектах, которые угрожают открыть значительные естественные места обитания для преобразование в сельскохозяйственные угодья.
В качестве подтверждения концепции ученые применили свою методику к конкретному субрегиону: Большому Меконгу в Юго-Восточной Азии - одной из наиболее биологически важных частей планеты, месту, потерявшему почти треть его тропический лес с 1970-х годов.
Они обнаружили, что ряд текущих предложений по строительству дорог во Вьетнаме, Лаосе, Мьянме и Камбодже имеют потенциал для массового преобразования среды обитания с небольшой выгодой для населения и продовольственной безопасности. Они также обнаружили районы, где новые дороги могли бы увеличить производство продуктов питания и связь с ограниченными экологическими издержками.
Исследователи из Кембриджского университета, Великобритания, Куньминского института ботаники и Всемирного центра агролесоводства в Китае говорят, что их исследование, опубликованное сегодня в PLOS Biology, является попыткой изучить более «примирительный подход» в надежде начала более тесного диалога между разработчиками и экспертами по сохранению.
Они призывают такие организации, как недавно созданный Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, а также Азиатский банк развития, использовать такой анализ при рассмотрении вопроса об инвестициях в будущие проекты расширения дорог в районе Меконга, который быстро развивается.
«По оценкам, к 2050 году мы построим 25 миллионов километров новых дорожных полос, большая часть которых будет в развивающихся странах», - говорит Эндрю Балмфорд, профессор природоохранных наук в Кембридже.
"Защитники природы могут казаться противниками почти всей новой инфраструктуры, в то время как разработчики и их финансовые покровители часто молчат о воздействии своих предложений на окружающую среду. Это может привести к нарушению коммуникации."
"Регион Меконга является домом для одних из самых ценных тропических лесов в мире. Это также регион, в котором будет построено много дорог, и полное сопротивление со стороны природоохранного сообщества вряд ли остановит это, ", - говорит профессор Цзяньчу Сюй из Куньминского института ботаники в Китае, а также региональный координатор Всемирного центра агролесоводства, региональное отделение Восточной и Центральной Азии.
Исследования, подобные нашему, помогают определить проекты, которым мы должны противодействовать наиболее громко, в то же время прозрачно показывая причины и предлагая альтернативы, при которых затраты на охрану окружающей среды ниже, а выгоды для развития выше.
"Защитники природы должны быть активными голосами в развитии инфраструктуры, и я думаю, что эти подходы могут изменить тон разговора."
Большой Меконг охватывает Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Таиланд, Мьянму и китайскую провинцию Юньнань. Здесь обитает около 20 000 видов растений, 2 000 видов наземных позвоночных и 850 видов пресноводных рыб. Большая часть этого биоразнообразия не встречается больше нигде на планете.
Саола, например, является млекопитающим, напоминающим маленькую антилопу, которая была обнаружена только в 1992 году и настолько редка, что известна как «азиатский единорог». Обширные леса региона также действуют как важные «поглотители» углерода, поглощая парниковые газы.
Большой Меконг также является домом для более чем 320 миллионов человек, и утрата среды обитания ускоряется. В период с 1973 по 2009 год исчезло около 31% естественных лесов региона. Наряду с этим широко распространена бедность; отсутствие продовольственной безопасности и недоедание остаются серьезными проблемами.
Исследователи создали новую основу для планирования дорог в Меконге, проанализировав различные источники данных, включая разрывы в урожайности в регионе, время в пути между населенными пунктами, карты ареалов птиц и млекопитающих и запасы углерода биомассы в почве. и растительность.
Объединив эти данные в составные слои, команда смогла нанести их на карту региона и свести результаты к простой цветовой шкале от зеленого до фиолетового, сравнивая преимущества производства продуктов питания с экологическими затратами.
В таких районах, как дельта реки Иравади в Мьянме, новые дороги могут существенно увеличить производство продуктов питания за счет улучшения транспортных связей для доставки продукции на рынок, сокращения отходов и расширения доступа к новым технологиям. Это будет связано с относительно небольшими экологическими издержками, поскольку большая часть территории была преобразована в сельское хозяйство, но урожайность остается низкой.
Однако исследователи предупреждают, что запланированные проекты в других районах с обширными лесами, например, в северном Лаосе и западной части Юньнани в Китае, могут разрушить жизненно важные экосистемы с небольшим выигрышем для производства продуктов питания.
«Если новые дороги будут развернуты стратегически и преднамеренно нацелены на уже расчищенные районы с плохим транспортным сообщением, это может привлечь рост сельского хозяйства, который в противном случае мог бы распространиться в других местах», - говорит профессор Сюй.
Для Бальмфорда это, пожалуй, суть аргумента, и он уже давно громко заявляет: «Повышая урожайность существующих сельскохозяйственных сетей, есть надежда, что потребности в продовольствии можно будет удовлетворить, сдерживая расширение земледелия и тем самым сохранить естественные среды обитания от уничтожения. Большую роль в этом сыграет расположение инфраструктуры, и в частности дорог."
Тем не менее, исследователи предупреждают, что направление дорог в менее опасные, более полезные районы должно идти рука об руку с усилением защиты глобально значимых местообитаний, таких как оставшиеся леса Меконга.