Крушение корабля-башни Акко, вероятно, датируется девятнадцатым веком и не связано с Наполеоном

Крушение корабля-башни Акко, вероятно, датируется девятнадцатым веком и не связано с Наполеоном
Крушение корабля-башни Акко, вероятно, датируется девятнадцатым веком и не связано с Наполеоном

Обломки башни Акко обманывают исследователей уже более 50 лет. Кораблекрушение было обнаружено во время первой морской археологической разведки, проведенной в Израиле с использованием технологии дистанционного зондирования в 1966 году, и является первым кораблекрушением, обнаруженным у побережья Израиля. Но затонувший корабль уникален и в другом отношении: до сих пор исследователи не смогли прийти к единому мнению о его личности, и со временем тайна, казалось, становилась все более непрозрачной.

Кораблекрушение было обнаружено в 1966 г. Элиша Линдер, пионер морской археологии в Израиле и основатель Института морских исследований Реканати при Хайфском университете, работает вместе с британской командой. Исследователи выдвинули гипотезу, что корабль был потоплен англичанами у входа в порт Акко во время их попытки воспрепятствовать заходу флота Наполеона Бонапарта в 1799 году. Найденная в британском архиве карта, предположительно принадлежавшая одному из британских солдат участвовавшие в сражении, указали, что англичане действительно потопили корабль в соответствующем месте, и убедили исследователей в правильности их гипотезы. Однако по прошествии лет всплыли новые подробности. Например - Наполеон Бонапарт прибыл в Акко по суше и не было бы нужды топить корабль. Более того, дальнейшее исследование места кораблекрушения показало, что судно было меньше, чем предполагалось изначально, - 25 метров, а не 45 - и, по всей вероятности, было торговым судном.

Однако на протяжении всего этого периода у исследователей не было твердых научных доказательств, подтверждающих какую-либо конкретную гипотезу. Эта ситуация теперь изменилась после нового исследования, проведенного студентом-исследователем Мааяном Коэном под руководством доктора Деборы Цвикель из Департамента морских цивилизаций и Института морских исследований Реканати Хайфского университета вместе с профессором Яаковом Кахановым. из Института морских исследований Хайфского университета, д-р Дана Ашкенази из Тель-Авивского университета, профессор Адин Штерн из Университета Бен-Гуриона и д-р Сабина Кляйн из Франкфуртского университета. В ходе исследования были обнаружены первые научные доказательства кораблекрушения.

На корабле было найдено более сотни латунных гвоздей, большинство из которых до сих пор застряли в деревянных компонентах корпуса, а другие были разбросаны внутри корабля. Были обнаружены два разных типа ногтей длиной примерно 10 сантиметров и 6,5 сантиметров соответственно. Оба типа гвоздей прошли ряд испытаний, которые были бы нелишними в криминалистическом расследовании: измерение плотности латуни; флуоресцентные спектроскопические исследования с использованием рентгеновских лучей (XRF) для изучения их химического состава; оптический осмотр с помощью светового микроскопа и сканирующего электронного микроскопа для определения качества металлической отливки и микроструктуры и структуры различных участков ногтей; исследование жесткости материала; изотопный анализ свинца и так далее. В финальном тесте исследователи взяли два латунных гвоздя с корабля и два современных стальных гвоздя и забили их молотком, чтобы выяснить, кто пробил каждый гвоздь через разные куски дерева.

Длинная серия исследований выявила множество деталей. Микроструктура ногтей и наличие кремния показали, что они были изготовлены методом литья в песчаные формы. Исследователи обнаружили в сплаве высокую долю цинка и других веществ. Состав и жесткость гвоздей пролили свет на производственный процесс, а изотопный анализ определил наиболее вероятное место их изготовления. Собрав воедино все свои находки, исследователи пришли к следующему выводу: гвозди были изготовлены в первой половине девятнадцатого века, вероятно, на европейском литейном заводе с использованием сырья из Британии. «В свете результатов исследования мы теперь считаем, что это европейское торговое судно, затонувшее у берегов Акко в какой-то момент в первой половине девятнадцатого века», - заключили исследователи.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Metallography, Microstructure, and Analysis. Международное металлургическое общество наградило авторов престижной премией Бюлера за лучшее металлургическое исследование, опубликованное в 2015 году.