Тлинкиты и хайда, коренные народы Северо-Западного побережья (СЗК), веками использовали резные деревянные крючки для ловли палтуса. Однако с появлением современных рыболовных технологий старые крючки практически исчезли из моря. Но они процветали на суше - как декоративно-прикладное искусство.
Эволюция крючка из утилитарного инструмента в выражение культурного наследия является предметом статьи Джонатана Малиндина, докторанта кафедры антропологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. В статье «Крючки для палтуса северо-западного побережья: развивающаяся традиция формы, функции и рыболовства», опубликованной в журнале Human Ecology, он прослеживает дугу конструкции крючка и то, как его размеры менялись с течением времени.
«Раньше я был коммерческим рыбаком на Аляске, а также жил в общине тлинкитов и хайда», - сказала Малиндин. «Итак, пересечение рыболовства и искусства коренных жителей Аляски всегда очаровывало меня. Эти крючки NWC действительно эффективны для ловли палтуса, а также украшены замысловатой резьбой с богатыми фигурными рисунками. Между технологией и мифологическими образами происходит многое.."
Крючки для палтуса, часто называемые деревянными крючками, являются частью сложного устройства для ловли плоской донной рыбы, которая может весить более 500 фунтов. Собранные из двух частей из разных пород дерева, они выглядят как открытый рот рыбы сбоку, с шипом, обращенным назад, прикрепленным к верхней части. Когда рыба пытается выплюнуть крючок, зубец впивается в ее челюсть. Крючки были тщательно вырезаны, чтобы максимизировать их потенциал для ловли рыбы, а их форма и размер варьировались в зависимости от размера палтуса, для которого они использовались.
Но по мере того, как современные рыболовные технологии вытесняли традиционные снасти, деревянные крючки начали меняться, сильно отличаясь по дизайну и размерам от ранних версий. Эти «художественные крючки» были созданы как декоративные предметы, часто изображающие животных, важных для традиций NWC, и с использованием таких материалов, как инкрустация морскими ушками.
Именно этот переход в крючках, от полезности к искусству, изучала Малиндин. Для этого он осмотрел, сфотографировал и провел подробные измерения каждого неповрежденного крючка NWC - всего 109 - в коллекциях Национального музея естественной истории и Национального музея американских индейцев. Он обнаружил, что «в случае с крючками для палтуса NWC функция смещения приводит к изменению материалов, размеров и значения», - пишет он в статье.«Крючок NWC для палтуса в значительной степени перестал использоваться для ловли рыбы, и его размеры меняются в пользу декоративного и символического содержания, а не утилитарных / функциональных требований. В настоящее время он в первую очередь предназначен для того, чтобы связать коренных жителей Аляски с их наследием предков, а покупателя произведений искусства с материальное представление мифологической и художественной традиции NWC."
В дополнение к вкладу в академические круги, исследование принесет пользу резчикам NWC по деревянным крючкам. Малиндин поделился с ними своей работой, позволив им увидеть, как выглядели крючки 150 лет назад. «Резчики из числа коренных жителей Аляски и члены племени, с которыми я поделился этими изображениями и размерными измерениями, просто счастливы их видеть», - сказал он. «Эти крючки являются частью их культурного наследия и в основном были заперты в хранилищах - иногда на сто лет..
«Я специально передал изображения и размеры, которые я произвел, нескольким художникам из числа коренных жителей Аляски и инструкторам по резьбе, чтобы они могли использовать их на своих занятиях, обучая студентов вырезать крючки для палтуса», - продолжил он.«Надеюсь, эти изображения и измерения будут действительно полезны в таком классе, особенно для создания точных репродукций».
Изучение крючков Малиндин произошло благодаря его участию в программе Летнего института музейной антропологии (SIMA), которая финансируется Смитсоновским институтом и Национальным научным фондом. Он был одним из 12 аспирантов, выбранных со всей страны для обучения использованию музейных коллекций в качестве полевых площадок для исследований.
«Существует огромное количество важных объектов, спрятанных в музейных коллекциях, которые редко изучаются», - сказал он. «Программа SIMA научила нас, как подходить к изучению музейных предметов - от теории материальной культуры, управления коллекциями, консервации и обращения с предметами до фотографии, дизайна исследований, сбора данных, анализа и возможной публикации результатов».
Как заметила Малиндин, деревянные крючки - это больше, чем диковинки или музейные экспонаты.«Мне посчастливилось взять интервью у двух из очень немногих людей, которые до сих пор ловят рыбу традиционными деревянными крючками», - сказал он. «Один из них, Джон Роуэн, утверждает, что он добился такого же, если не большего успеха, используя деревянные крючки для ловли палтуса, как и современные рыболовные снасти. Они застряли по одной причине: они очень хорошо ловят палтуса. Конечно, большинство людей не хотят рисковать потерять ценный и красивый резной крючок NWC для ловли палтуса, поэтому почти все в наши дни используют коммерческие круглые крючки, которые стоят несколько долларов каждый».
Кейси Уолш, адъюнкт-профессор антропологии и дипломированный советник Малиндин, назвал исследование деревянных крючков надежной наукой, которая помещает его в человеческий контекст. «Статья Джонатана - отличный пример объяснительной силы целостного подхода к пониманию людей, - сказал Уолш. «Он умело объединил экологические, социальные и культурные элементы, чтобы рассказать нам, почему крючки для палтуса важны не только для основного пропитания, но и для отношений людей друг с другом и их творческой, творческой жизни."