Новое исследование показало, что лучшее понимание того, как собаки сообщают о стрессе, может стать первым шагом к снижению риска укусов собак как для детей, так и для взрослых.
Психологи, исследующие то, как дети и родители воспринимают и интерпретируют язык тела собаки, обнаружили, что обе группы значительно недооценивают и неправильно интерпретируют то, как собаки проявляют стресс или тревогу, включая такое поведение, как рычание или рычание, которые могут представлять значительный риск для детей.
Проект состоял из трех этапов, в которых участвовали дети в возрасте трех, четырех и пяти лет и одна группа родителей. Первоначально каждой группе показывали серию коротких видеоклипов с собаками, демонстрирующими полный спектр поведенческих сигналов, которые варьировались от счастливых собак до рискованного поведения, приводящего к эскалации конфликта, такого как рычание, рычание или укусы. Затем участников попросили оценить свое восприятие поведения по простой, удобной для детей шкале от «очень счастлив» до «очень несчастен/очень зол».
Затем группы приняли участие в фазе обучения, где видео повторялись, на этот раз в сопровождении простой информации, объясняющей тип поведения, которое демонстрирует собака, например, «собака облизывает свой нос», как интерпретируйте поведение - т. е. собака обеспокоена, после чего следует сообщение о безопасности, такое как «вам следует оставить собаку в покое». Затем участники также увидели новые видео со всеми видами поведения. После того, как фаза обучения была завершена, участники были немедленно протестированы, чтобы установить свои суждения о поведении собак, а затем снова протестированы через шесть месяцев и через год, чтобы определить, имело ли обучение длительный эффект.
Результаты показали, что детям младшего возраста было труднее правильно интерпретировать сигналы бедствия собак: 53% трехлетних детей неправильно интерпретировали сигналы высокого риска, такие как рычание или рычание. Из детей, допустивших ошибки, 65 % думали, что эти собаки счастливы. Результаты показали, что 17% родителей также неправильно интерпретировали это поведение.
После обучающего вмешательства и дети, и взрослые продемонстрировали лучшее понимание. Наибольшее улучшение было обнаружено в отношении сигналов, ведущих к эскалации конфликта, таких как взгляд, рычание или рычание, у взрослых и детей старшего возраста, демонстрирующих самые высокие уровни улучшения. До обучения только 55% четырехлетних детей могли правильно интерпретировать поведение собак с высокой степенью риска, а после обучения этот показатель вырос до 72%. Также было показано, что обучение имеет длительный эффект: показатель вырос до 76 процентов через двенадцать месяцев после обучения.
Ведущий исследователь, профессор Керстин Майнтс из Школы психологии Университета Линкольна, сказала: «Мы заметили, что дети часто пытаются применить объяснение сигналов собаки, которое было бы подходящим для объяснения человеческого поведения. Например, дети часто ошибочно интерпретировали рычащую и показывающую зубы собаку как признак того, что собака счастлива, что могло подвергнуть их значительному риску, если бы они приблизились к собаке, демонстрирующей эти сигналы.
"Это первый проект, предлагающий вмешательство, направленное на значительное улучшение способностей детей и взрослых правильно интерпретировать сигналы собак, и показал, что с помощью простого обучения мы можем улучшить их осведомленность, знания, навыки распознавания и интерпретации."