Что происходит, когда убежденный сторонник одной стороны спорного научного вопроса публично объявляет, что теперь он или она считает противоположное? Влияет ли сообщение на взгляды тех, кто его видит, и если да, то как?
Хотя прошлые исследования показывают, что такие «конверсионные сообщения» могут быть эффективным методом убеждения, фактический эффект таких сообщений неизвестен.
Теперь новое исследование, проведенное исследователями из Центра общественной политики Анненберга, показывает, что такое сообщение о конверсии может повлиять на отношение общества к генетически модифицированным (ГМ) продуктам.
Используя видеозапись выступления британского эколога Марка Лайнаса о его превращении из противника ГМ-культур в защитника, исследователи обнаружили, что рассказ Лайнаса о конверсии оказал большее влияние на отношение людей, которые его смотрели, чем прямое информационное сообщение.
«Люди, подвергшиеся конверсионному сообщению, а не простому сообщению в поддержку ГМ, имели более благосклонное отношение к ГМ-продуктам», - сказал Бенджамин А. Лайонс, бывший научный сотрудник Анненбергского центра общественной политики (APPC) Университет Пенсильвании. «Двусторонний характер конверсионного сообщения - представление старых убеждений, а затем их опровержение - был более эффективным, чем прямой аргумент в пользу ГМ-культур».
«Сообщения о конверсии и изменение отношения: веские аргументы, а не дорогостоящие сигналы» были опубликованы в январе 2019 года в журнале Public Understanding of Science. Исследование было проведено Лайонсом, ныне научным сотрудником Эксетерского университета в США. К., с двумя другими бывшими научными сотрудниками APPC - Ариэлем Хаселлом, научным сотрудником Мичиганского университета, и Мегной Таллапрагадой, доцентом стратегических коммуникаций в Университете Клемсона, - и директором APPC Кэтлин Холл Джеймисон..
Как работало исследование
В 2013 году Линас, журналист и активист, выступавший против ГМ-культур, рассказал на Оксфордской конференции по сельскому хозяйству об изменении своих взглядов. В текущем эксперименте исследователи APPC использовали видеовыдержки из выступления Лайнаса перед более чем 650 взрослыми участниками из США, которые участвовали в опросе на эту тему.
Каждому респонденту был показан один из трех видеороликов: 1) Lynas, объясняющая преимущества ГМ-культур; 2) Лайнас обсуждает свои прежние убеждения и меняет свое мнение о генетически модифицированных культурах; и 3) Лайнас, объясняющий, почему его убеждения изменились, в том числе осознание того, что движение против ГМО, которое он помог возглавить, было формой антинаучного энвайронментализма.
Исследователи обнаружили, что обе формы конверсионного сообщения (2 и 3) оказали большее влияние, чем простое пропагандистское сообщение. Не было никакой разницы в воздействии между основным конверсионным сообщением и более сложным.
Измеряя, как работало повествование об обращении, исследователи обнаружили, что оно усиливало «воспринимаемую силу аргументов» Лайнаса, а не укрепляло его личное доверие, в чем они обнаружили важное отличие. Тот факт, что сила аргумента служила посредником в установках GM, подтверждает идею о том, что «неожиданное изменение позиции говорящего… вызвало центральную или систематическую обработку аргумента», что, в свою очередь, предполагает более устойчивое изменение установок.
ГМО продукты: малоизвестный вопрос, по которому можно изменить мнение?
В отличие от других спорных научных вопросов, таких как эволюция или изменение климата, взгляды американцев на ГМ-культуры, похоже, не связаны с политической идеологией или религиозными убеждениями. Американцы также не особо осведомлены о ГМ-продуктах - одно из предыдущих исследований показало, что только 43% американцев знают, что ГМ-продукты доступны для потребления человеком, и только 26% считают, что они ели пищу, которая была генетически модифицирована. В другом более раннем исследовании 71% американцев говорят, что они мало или совсем ничего не слышали о ГМ-продуктах, но 39% считают, что ГМ-продукты представляют опасность для здоровья человека.
Учитывая, что взгляды многих американцев на генетически модифицированные продукты еще не закреплены групповыми ценностями и мотивированными рассуждениями, их мнение может быть более легко изменчивым в этом вопросе. Лайонс сказал, что, возможно, можно будет представить научные доказательства через повествование об обращении людям по таким малоизученным, малоизвестным вопросам и повлиять на их взгляды..
«После завершения этого исследования я более оптимистично смотрю на нашу способность изменить мнение по вопросам, которые не были полностью загрязнены идеологией», - сказал Лайонс.
Исследователи предупредили, что результаты могут не распространяться за пределы американской аудитории, и сказали, что среди их аудитории было много тех, кто не имел сильного про- или анти-ГМ-отношения. Они сказали, что обмен сообщениями о конверсии должен быть протестирован с людьми, у которых уже есть твердые взгляды на ГМ-продукты. Они также отметили, что это исследование проверяло конверсию только в одном направлении - от анти-ГМО к про-ГМ продуктам - и сказали, что было бы полезно изучить противоположный случай..