Находки меха в могилах железного века свидетельствуют об уважении к животным

Находки меха в могилах железного века свидетельствуют об уважении к животным
Находки меха в могилах железного века свидетельствуют об уважении к животным

Докторская диссертация Туйи Киркинен, М. А., исследует использование и значение пушнины в Финляндии и районе Карелии, переданном Советскому Союзу. Меха обычно использовались в погребениях на юге Финляндии до 14 и 15 веков, а в северной Финляндии - вплоть до 17 века. Наиболее распространенной группой являются шкуры крупных млекопитающих, которыми оборачивали покойника. При кремации особенно популярны шкуры медведя, а в погребениях обычно использовались шкуры финских лесных северных оленей и лосей.

Одежда и предметы также изготавливались из меха; ножны могли быть покрыты мехом или обшиты мехом.

Старейшее наблюдение за козами в Финляндии восходит к каменному веку

В качестве исследовательского материала Киркинен использовал остатки шерсти и меха, найденные в захоронениях, а также когти хищников, которые были прикреплены к шкурам.

"Вопреки первоначальным предположениям, в могилах сохранилось довольно много меховых остатков."

Волосы животных были идентифицированы по их структуре с помощью микроскопа. В исключительных случаях микроскопически мелкие волоски сохранились в связи с другими предметами и даже в почве захоронения, относящегося к каменному веку (2800-2300 гг. до н. э.). Эта находка, сделанная в Перттуланмяки, Каухава, западная Финляндия, оказалась самой старой находкой козла в Финляндии. В результате исследование Киркинена дает рекомендации по обращению с потенциальным волокнистым материалом при археологических раскопках.

По словам Киркинена, Финляндия предположительно находилась на пересечении двух меховых и медвежьих традиций, одна из которых базируется на западе, а другая - на востоке и севере. Олени, на которых охотились из-за мяса, выделяются из набора данных, и в этом аспекте финские данные явно отличаются от материалов, найденных в Скандинавии. Было обнаружено меньше изделий из куньих и других более типичных пушных зверей, что заставляет Киркинен думать, что использование меха, связанное со статусом, было не очень распространено в Финляндии и на Карельском полуострове.

Обращение с добычей говорит об уважении

Археологические фундаментальные исследования расширяют наше понимание прошлого. Исследование, проведенное Туйей Киркинен, открывает перспективы взаимоотношений между людьми и животными, особенно животными, которые служат источником продуктов, используемых людьми.

"Заворачивать тела в меха - традиция, зародившаяся уже среди охотничьих культур. Продолжение этой традиции вплоть до древней письменной истории и, в Лапландии, до XVII века, говорит о сохранении духовной культуры связано с охотой."

Заворачивание умерших в меха позволило им воссоединиться со своими предками, сделав границу между людьми и животными менее четкой, чем сегодня. Этнографические наборы данных также содержат примеры рассказов о том, как с мехом нужно обращаться уважительно при шитье, иначе животные больше не будут отдавать свою шкуру людям.

«Это заметное отличие от современного звероводства», - отмечает Киркинен.

Археология захоронений доказала, что традиции, связанные с охотой, сохраняли центральную роль в сообществах, в которых доминировало сельское хозяйство. Это доказательство сохраняющегося значения охоты как с точки зрения экономики, так и культуры.

Дополнительная информация: