Антрополог из Австралийского национального университета (ANU), возможно, наткнулся на ключ к разгадке одной из самых непреходящих загадок тихоокеанской истории - судьбы известного французского мореплавателя Жана-Франсуа де Гало, графа де Лаперуза, который исчез в 1788 году.
Лаперуз получил указание от короля Людовика XVI предпринять большое исследовательское путешествие в Тихом океане, чтобы повторить подвиги капитана Джеймса Кука. Он вышел из французского порта Брест в 1785 году с двумя фрегатами и 225 офицерами, матросами и учеными.
Доктор Гаррик Хичкок из Школы культуры, истории и языка ANU считает, что последние выжившие в путешествии Лаперуза потерпели кораблекрушение на Большом Барьерном рифе недалеко от острова Мюррей, на северо-востоке Торресова пролива.
Путешествие Лаперуза в Тихий океан признано одним из самых важных для своей эпохи, с которым может соперничать только работа Кука. Он остается очень известной и уважаемой фигурой в научных исследованиях восемнадцатого века, - сказал доктор Хичкок.
Известно, что корабли Лаперуза «Астролябия» и «Буссоль» потерпели крушение в 1788 году на Ваникоро, небольшом острове в группе Соломоновых островов Санта-Крус.
Выжившие добрались до берега и потратили несколько месяцев на постройку небольшого двухмачтового корабля из древесины, найденной на обломках «Астролябии». После завершения они спустили корабль на воду, чтобы вернуться во Францию.
"Что стало с этим кораблем и его командой, отчаянно пытающейся вернуться во Францию, остается загадкой."
Исследуя проект по истории Торресова пролива, доктор Хичкок наткнулся на статью, опубликованную в индийской газете 1818 года The Madras Courier. Он уверен, что статья раскрывает, что стало с выжившими.
В статье рассказывается история Шайка Джумаула, потерпевшего кораблекрушение индийского моряка, пережившего крушение торгового корабля «Утренняя звезда», потерпевшего крушение у берегов северного Квинсленда в 1814 году. Джумаул добрался до острова Мюррей, где жил. в течение четырех лет, изучая язык и культуру островитян. В конце концов его спасли два торговых корабля, которые прошли через этот район в 1818 году.
«Джумаул сообщил своим спасителям, что видел на островах тесаки и мушкеты, которые, по его мнению, не были произведены в Англии, а также компас и золотые часы», - сказал он.
Когда он спросил островитян, откуда они взяли эти вещи, они рассказали, как примерно тридцать лет назад у Большого Барьерного рифа на востоке, в пределах видимости острова, потерпел крушение корабль.
"Лодки с экипажем подошли к берегу, но в последовавших боях все были в конце концов убиты, кроме мальчика, который был спасен и воспитан как один из них, позже женившись на местной женщине."
В список экипажа экспедиции Лаперуза входит юнга (мусс) Франсуа Мордель из портового города Трегье в Бретани, на северо-западе Франции. Доктор Хичкок задается вопросом, мог ли Мордель быть последним выжившим в экспедиции Лаперуза.
Статья в индийской газете с описанием потерпевшего крушение была позже воспроизведена в нескольких других газетах и периодических изданиях того времени в Австралии, Великобритании, Франции и других странах, и наблюдатели отметили, что это может относиться к экспедиции Лаперуза, - сказал доктор Хичкок.
"Каким-то образом история Шайка Джамаула была впоследствии практически забыта."
В то время как французская книга, опубликованная в 2012 году, кратко ссылается на эту газетную статью и считает ее недостоверной, доктор Хичкок считает иначе.
«Хронология точна, поскольку это было тридцатью годами ранее, в конце 1788 или начале 1789 года, когда оставшиеся в живых Лаперуза покинули Ваникоро на своем маленьком судне», - сказал он.
«Кроме того, историки и морские археологи не знают о каком-либо другом европейском корабле, находившемся в этом регионе в то время. Это означает, что это самое раннее известное кораблекрушение в Торресовом проливе и, действительно, в восточной Австралии», - сказал он.
"Вполне возможно, что заключительный этап экспедиции Лаперуза закончился трагедией в северной Австралии. Дальнейшее извлечение артефактов с места крушения на Большом Барьерном рифе - еще предстоит открыть - или на островах будет надеюсь предоставить окончательное подтверждение."
Район Торресова пролива, который включает в себя северную часть Большого Барьерного рифа Австралии, усеян рифами, скалами и песчаными отмелями, и был описан как «кладбище кораблей». Известно, что более 120 судов потерпели крушение в его коварных водах.