Новая подсказка может раскрыть судьбу известного французского исследователя

Новая подсказка может раскрыть судьбу известного французского исследователя
Новая подсказка может раскрыть судьбу известного французского исследователя

Антрополог из Австралийского национального университета (ANU), возможно, наткнулся на ключ к разгадке одной из самых непреходящих загадок тихоокеанской истории - судьбы известного французского мореплавателя Жана-Франсуа де Гало, графа де Лаперуза, который исчез в 1788 году.

Лаперуз получил указание от короля Людовика XVI предпринять большое исследовательское путешествие в Тихом океане, чтобы повторить подвиги капитана Джеймса Кука. Он вышел из французского порта Брест в 1785 году с двумя фрегатами и 225 офицерами, матросами и учеными.

Доктор Гаррик Хичкок из Школы культуры, истории и языка ANU считает, что последние выжившие в путешествии Лаперуза потерпели кораблекрушение на Большом Барьерном рифе недалеко от острова Мюррей, на северо-востоке Торресова пролива.

Путешествие Лаперуза в Тихий океан признано одним из самых важных для своей эпохи, с которым может соперничать только работа Кука. Он остается очень известной и уважаемой фигурой в научных исследованиях восемнадцатого века, - сказал доктор Хичкок.

Известно, что корабли Лаперуза «Астролябия» и «Буссоль» потерпели крушение в 1788 году на Ваникоро, небольшом острове в группе Соломоновых островов Санта-Крус.

Выжившие добрались до берега и потратили несколько месяцев на постройку небольшого двухмачтового корабля из древесины, найденной на обломках «Астролябии». После завершения они спустили корабль на воду, чтобы вернуться во Францию.

"Что стало с этим кораблем и его командой, отчаянно пытающейся вернуться во Францию, остается загадкой."

Исследуя проект по истории Торресова пролива, доктор Хичкок наткнулся на статью, опубликованную в индийской газете 1818 года The Madras Courier. Он уверен, что статья раскрывает, что стало с выжившими.

В статье рассказывается история Шайка Джумаула, потерпевшего кораблекрушение индийского моряка, пережившего крушение торгового корабля «Утренняя звезда», потерпевшего крушение у берегов северного Квинсленда в 1814 году. Джумаул добрался до острова Мюррей, где жил. в течение четырех лет, изучая язык и культуру островитян. В конце концов его спасли два торговых корабля, которые прошли через этот район в 1818 году.

«Джумаул сообщил своим спасителям, что видел на островах тесаки и мушкеты, которые, по его мнению, не были произведены в Англии, а также компас и золотые часы», - сказал он.

Когда он спросил островитян, откуда они взяли эти вещи, они рассказали, как примерно тридцать лет назад у Большого Барьерного рифа на востоке, в пределах видимости острова, потерпел крушение корабль.

"Лодки с экипажем подошли к берегу, но в последовавших боях все были в конце концов убиты, кроме мальчика, который был спасен и воспитан как один из них, позже женившись на местной женщине."

В список экипажа экспедиции Лаперуза входит юнга (мусс) Франсуа Мордель из портового города Трегье в Бретани, на северо-западе Франции. Доктор Хичкок задается вопросом, мог ли Мордель быть последним выжившим в экспедиции Лаперуза.

Статья в индийской газете с описанием потерпевшего крушение была позже воспроизведена в нескольких других газетах и периодических изданиях того времени в Австралии, Великобритании, Франции и других странах, и наблюдатели отметили, что это может относиться к экспедиции Лаперуза, - сказал доктор Хичкок.

"Каким-то образом история Шайка Джамаула была впоследствии практически забыта."

В то время как французская книга, опубликованная в 2012 году, кратко ссылается на эту газетную статью и считает ее недостоверной, доктор Хичкок считает иначе.

«Хронология точна, поскольку это было тридцатью годами ранее, в конце 1788 или начале 1789 года, когда оставшиеся в живых Лаперуза покинули Ваникоро на своем маленьком судне», - сказал он.

«Кроме того, историки и морские археологи не знают о каком-либо другом европейском корабле, находившемся в этом регионе в то время. Это означает, что это самое раннее известное кораблекрушение в Торресовом проливе и, действительно, в восточной Австралии», - сказал он.

"Вполне возможно, что заключительный этап экспедиции Лаперуза закончился трагедией в северной Австралии. Дальнейшее извлечение артефактов с места крушения на Большом Барьерном рифе - еще предстоит открыть - или на островах будет надеюсь предоставить окончательное подтверждение."

Район Торресова пролива, который включает в себя северную часть Большого Барьерного рифа Австралии, усеян рифами, скалами и песчаными отмелями, и был описан как «кладбище кораблей». Известно, что более 120 судов потерпели крушение в его коварных водах.