В рамках германо-египетского проекта археологи из Тюбингена впервые исследуют чеканные золотые аппликации из нашумевшей находки 1922 года. Мотивы указывают на удивительные связи между Левантом и Египтом фараонов.
Исследователи из Тюбингена, работающие над немецко-египетским проектом, впервые исследовали чеканные золотые аппликации из сокровищ гробницы фараона Тутанхамона. Предметы происходят из знаменитой находки, сделанной английским археологом Говардом Картером в 1922 году. До сих пор они хранились в Египетском музее Каира. Их можно увидеть на специальной выставке в музее, которая началась в среду. Реставраторы и археологи Института изучения древнего Ближнего Востока (IANES, профессор Петер Пфальцнер), Немецкого археологического института в Каире (DAI, профессор Стефан Зайдлмайер) и Римско-германского центрального музея Майнца (RGZM, профессор Фалько Дайм), а также и Египетский музей потратили четыре года (2013-2017) на анализ находки.
В результате кропотливой работы в лаборатории партнеры восстановили экспонаты в Египетском музее. Они также сделали чертежи предметов и провели их всестороннее исследование. Группа реставраторов, египтологов и специалистов по ближневосточной археологии обнаружила тисненые золотые аппликации в том же ящике, в который их поместила команда Говарда Картера сразу после их открытия. В то время артефакты были сфотографированы и упакованы, не восстановлены и больше никогда не вывозились до этого проекта.
В течение многих лет работы над деталями реставраторы Кристиан Экманн и Катя Брошат из Римско-германского центрального музея Майнца повторно собрали фрагменты, чтобы создать 100 почти полных тисненых золотых аппликаций. Они подозревают, что эти предметы являются декоративной фурнитурой для луков, колчанов и уздечек. Археологи IANES из Тюбингена изучили изображения на тисненых золотых аппликациях и классифицировали их с точки зрения истории искусства. В своей диссертации докторантке Джулии Берч удалось отличить египетские мотивы на чеканных золотых аппликациях от тех, которые можно отнести к «международному», ближневосточному канону мотивов.
Среди них изображения сражающихся животных и козлов у дерева жизни, которые чужды египетскому искусству и, должно быть, пришли в Египет из Леванта. «Предположительно, эти мотивы, которые когда-то были развиты в Месопотамии, попали в Средиземноморье и Египет через Сирию», - объясняет Петер Пфальцнер. «Это еще раз показывает, какую огромную роль сыграла древняя Сирия в распространении культуры в эпоху бронзы».
Интересно, добавляет он, подобные тисненые золотые аппликации с тематически сопоставимыми изображениями были найдены в гробнице в сирийском королевском городе Катна. Там группа археологов из Тюбингена во главе с Пфальцнером в 2002 году обнаружила нетронутую могилу царя. Она датируется примерно 1340 годом до нашей эры, поэтому она лишь немного старше гробницы Тутанхамона в Египте. Археолог говорит: «Этот замечательный аспект послужил толчком для нашего проекта по египетским находкам». Теперь, - говорит Пфальцнер, - нам нужно решить загадку того, как иностранные мотивы на чеканных золотых аппликациях были приняты в Египте». золотые аппликации с египетскими мотивами и другие с иностранными мотивами были сделаны из золота разного состава», - говорит он. «Это не обязательно означает, что изделия были импортированы. Возможно, разные местные мастерские отвечали за изготовление предметов в разных стилях, и одна из них использовала ближневосточные модели."
После нынешней первоначальной выставки этих объектов в Каире они будут выставлены в будущем в новом Большом египетском музее рядом с пирамидами в Гизе. Теперь, спустя почти столетие после того, как они были обнаружены, и благодаря работе археологов из Тюбингена, египтологов и реставраторов из Майнца и Каира, научный анализ этих артефактов из одной из самых сенсационных археологических находок Египта завершен.
Министерство иностранных дел Германии и Немецкий исследовательский фонд (DFG) финансировали работу.