Новые стандарты улучшения качества воды в Европе: исследователи представляют рекомендации по пересмотру Водной рамочной директивы ЕС

Новые стандарты улучшения качества воды в Европе: исследователи представляют рекомендации по пересмотру Водной рамочной директивы ЕС
Новые стандарты улучшения качества воды в Европе: исследователи представляют рекомендации по пересмотру Водной рамочной директивы ЕС

Европейская рамочная директива по водным ресурсам действует с 2000 года. Ее цель - обеспечить, чтобы к 2027 году реки, озера, прибрежные воды и подземные воды достигли «хорошего состояния». Это означает, что водные объекты должны содержать только минимальное загрязняющих веществ и должны обеспечивать почти естественную среду обитания для растений и животных. Важно отметить, что Европейская рамочная директива по водным ресурсам рассматривает водоемы без учета международных границ - в случае рек - от истока до устья.«Это уникальная форма в глобальном масштабе. Именно по этой причине многие страны считают Европейскую рамочную директиву по водным ресурсам идеальной моделью», - говорит химик-эколог доктор Вернер Брак из UFZ.

Однако Европе еще предстоит пройти долгий путь, чтобы достичь своей цели. Во многих местах существует потребность в осуществлении конкретных мер по улучшению структуры водоема, восстановлению непрерывности поверхностных вод и уменьшению загрязнения питательными веществами и загрязняющими веществами с гораздо большей последовательностью, чем это делалось до сих пор. «Но у самой директивы тоже есть недостатки, поэтому к 2019 году ее нужно пересмотреть», - говорит Вернер Брак. Под его руководством ученые из европейского исследовательского проекта SOLUTIONS и европейской исследовательской сети NORMAN тщательно изучили эти недостатки и разработали рекомендации по улучшению мониторинга загрязняющих веществ и управления водными ресурсами.

Улучшение мониторинга

Рамочная директива по водным ресурсам в настоящее время перечисляет 45 загрязняющих веществ, отнесенных к приоритетным веществам. Чтобы иметь хорошее качество воды, водоем должен содержать только небольшое количество этих веществ. Однако существует также более 100 000 различных химических веществ, которые мы используем каждый день и которые попадают в окружающую среду и нашу воду. Таким образом, большинство из них не включены в оценку качества воды в соответствии с действующей Рамочной директивой ЕС по водным ресурсам. «Мониторинг, основанный на отдельных веществах, является дорогостоящим, игнорирует большинство веществ и не решает актуальных проблем. Большинство приоритетных веществ уже удалены с рынка и заменены другими химическими веществами, часто с очень похожими эффектами. Добавление новых веществ в список - громоздкий политический процесс», - говорит Брак. Кроме того, Водная рамочная директива до сих пор ограничивалась тестированием отдельных веществ. Однако загрязняющие вещества не влияют на окружающую среду по отдельности, но вместе проявляют более высокую токсичность, чем отдельные соединения по отдельности. «Решающее значение имеет не присутствие загрязняющего вещества, а его воздействие на водоем», - объясняет Брэк. Поэтому исследователи рекомендуют по возможности переключать мониторинг качества воды с химического анализа отдельных веществ на методы, основанные на воздействии, такие как тесты на биологические эффекты. Это означало бы, что будут регистрироваться все вещества с одинаковым эффектом, включая смешанные вещества. Дорогостоящий химический анализ будет необходим только в том случае, если будут превышены определенные пороговые значения воздействия.

Улучшение оценки

Группа исследователей также считает необходимым изменить способ оценки качества воды. В соответствии с Рамочной директивой по водным ресурсам именно наихудший компонент определяет, будет ли водоем классифицироваться как имеющий хорошее химическое или экологическое состояние, даже когда на этот компонент невозможно повлиять с помощью водохозяйственных мероприятий, как в случае с загрязняющими веществами из процессы сжигания. Это кажется очень защитным, но в результате многие водоемы не могут достичь целевых показателей управления, даже если в ключевые компоненты будут внесены значительные улучшения. Брэк отмечает: «Существующие правила дают слишком мало стимулов для решения проблем и во многих случаях приводят к бездействию. Поэтому мы предлагаем вознаграждать меры по улучшению качества воды с помощью более сложной системы оценки». Это включает в себя создание стимулов для хорошего мониторинга. В настоящее время многие государства-члены не проводят регулярных измерений и анализов загрязняющих веществ, которые на самом деле должны контролироваться по закону. И они на самом деле вознаграждаются за это, потому что чем меньше они измеряют, чем реже они измеряют и чем хуже анализ, тем ниже выявленный риск и, следовательно, потребность в мерах по снижению. Поэтому для новой Водной рамочной директивы исследователи предлагают перевернуть бремя доказывания. В районах, где данные не собираются из-за неадекватного мониторинга, для оценки водных объектов можно использовать модельные значения. Страны, которые не смогли предоставить данные вовремя, должны были затем доказать с помощью измерений, что фактическое состояние лучше, чем прогнозируемые уровни.

Улучшение управления

Однако простого измерения и оценки качества воды недостаточно для улучшения состояния водного объекта - мониторинг должен сопровождаться соответствующими мерами. «В нашем недавнем исследовании мы даем рекомендации для более ориентированного на решение подхода к управлению водными ресурсами, при котором мониторинг, оценка и потенциальные меры должны быть гораздо более тесно связаны с самого начала, чем это имеет место в настоящее время», - говорит Брэк.

Например, процессы очистки сточных вод являются важным и относительно предсказуемым источником загрязнения ручьев и рек, что может привести к превышению пороговых значений воздействия. Авторы предлагают в качестве первого шага установить, в какой степени измеренное загрязняющее воздействие речной воды коррелирует с ожиданиями, основанными на доле сточных вод и степени очистки. В таком случае улучшение очистки сточных вод на очистных сооружениях станет лучшим средством достижения целей в области качества. Если наблюдаемый загрязняющий эффект выше ожидаемого, авторы рекомендуют различные подходы для выявления конкретных загрязняющих веществ и их источников и, по возможности, устранения их до того, как они попадут на очистные сооружения. Акцент должен быть сделан на изучении возможных альтернатив улучшения качества, а не на определении статуса водного объекта. «Это также помогает нам находить решения, которые решают сразу несколько проблем», - говорит Брэк. «Например, достаточно широкие маргинальные участки, засаженные кустарником, не только способствуют уменьшению попадания пестицидов в водоемы, но и помогают предотвратить чрезмерное удобрение и повышение температуры воды. среда обитания многих животных и растений."

Как показали исследования в рамках проекта ЕС SOLUTIONS, улучшение качества воды в некоторых случаях также требует гармонизации многих норм экологического качества и химической безопасности на европейском и национальном уровне с Рамочной директивой по водным ресурсам.

Исследователи надеются, что результаты SOLUTIONS и NORMAN помогут обеспечить дополнительные подходы к пересмотру Европейской рамочной директивы по водным ресурсам и, таким образом, проложат путь к более устойчивому использованию воды в Европе.