Обезьяна видит, обезьяна делает, в зависимости от возраста, опыта и эффективности: обезьяны-капуцины учатся наиболее прибыльным способам открывать фрукты у других

Обезьяна видит, обезьяна делает, в зависимости от возраста, опыта и эффективности: обезьяны-капуцины учатся наиболее прибыльным способам открывать фрукты у других
Обезьяна видит, обезьяна делает, в зависимости от возраста, опыта и эффективности: обезьяны-капуцины учатся наиболее прибыльным способам открывать фрукты у других

Дикие обезьяны-капуцины с готовностью учатся навыкам друг у друга, но это социальное обучение достигается за счет отдачи от изучения нового полезного навыка. Это первая демонстрация «предвзятости вознаграждения» обучения у диких животных, и она может дать информацию о том, могут ли животные адаптироваться к быстро меняющимся условиям, например, из-за изменения климата или реинтродукции видов, выращенных в неволе, и каким образом.

«Когда животные учатся, они могут учиться очень быстро», - сказал Брендан Барретт, аспирант по поведению животных в Калифорнийском университете в Дэвисе, который руководил исследованием, опубликованным 7 июня в журнале Proceedings of the Royal. Общество Б.«Какие психологические механизмы используют животные для обучения?»

Барретт работал с популяцией обезьян-капуцинов на северо-западе Коста-Рики, которая была частью 27-летнего исследования профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Сьюзен Перри. Капуцины интересны тем, что у них сложное социальное поведение, а родственные отношения и история раннего развития этих обезьян были известны.

«Они исследуют свой мир, собирая из него пищу», - сказал Барретт. Это включает в себя поиск новых способов открытия и сбора труднодоступных фруктов и семян. Что необычно для обезьян, капуцины будут терпеть, когда другие обезьяны наблюдают за тем, как они открывают фрукты.

Среди возможных гипотез: Обезьяны соответствуют групповому большинству; они следуют тому, что делают опытные животные; они учатся у родителей или близких родственников; или они учатся на собственном опыте.

Барретт и его коллеги изучали стратегии обучения у обезьян, наблюдая, как они научились открывать плоды панамского дерева. Орехи внутри этих крупных плодов хорошо защищены твердой скорлупой, покрытой липким экссудатом и выстланной изнутри жгучими волосками.

Как правило, группа обезьян, знакомых с фруктами, разработала свой собственный способ их открытия, сказал Барретт. Это затрудняет понимание того, как обезьяны научились этой технике. Вместо этого исследователям посчастливилось найти группу обезьян, которая отделилась от более крупной группы в 2003 году и перебралась в район, где не было панамских деревьев. У некоторых старых животных был опыт открытия плода разными способами, а у некоторых вообще не было опыта.

Высокая отдача, быстрое обучение

Исследователи обнаружили, что в целом большинство обезьян использовали наиболее эффективную технику открывания плода - метод с наибольшей отдачей.

«Мы обнаружили, что наиболее эффективная техника может очень быстро распространяться в группе, всего за две недели», - сказал он. По словам Барретта, даже пожилые обезьяны, уже освоившие одну технику открывания, перенимали другую, более эффективную, наблюдая за другими.

Обезьяны использовали смесь обучения путем наблюдения и личного опыта, чтобы выяснить, как открыть плод, как они обнаружили. Обезьяны постарше, как правило, полагались на собственный опыт, тогда как более молодые уделяли больше внимания тому, как другие животные открывали плод.

Некоторые обезьяны остановились на своей собственной технике, даже если она была не столь эффективной, но варианты, которые они пробовали, по-прежнему основывались на наблюдении за другими обезьянами.

Исследование показывает, что обучение с предвзятым отношением, основанное на том, какая техника более эффективна, может быть более распространено у диких животных, чем считалось ранее, сказал Барретт. Понимание того, как животные учатся навыкам, может быть важно, например, при рассмотрении вопроса о том, как вернуть выращенных в неволе животных в дикую природу или переселить популяцию в новую среду обитания.