Сократа часто цитируют, когда он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». Эта способность знать, что вы знаете или чего не знаете, и насколько вы уверены в том, что, как вам кажется, знаете, называется метапознанием.
Когда человеку задают вопрос, он может отказаться отвечать, если знает, что не знает ответа. Хотя нечеловеческие животные не могут вербально высказывать какие-либо метакогнитивные суждения, Джессика Кантлон, доцент кафедры мозговых и когнитивных наук в Рочестере, и кандидат наук Стивен Ферриньо обнаружили, что нечеловеческие приматы демонстрируют метакогнитивный процесс, аналогичный человеческому. Их исследование метапознания является частью более крупного предприятия по выяснению того, обладают ли нечеловеческие животные «сознанием» в человеческом смысле.
В статье, опубликованной в Proceedings for the Royal Society B, они сообщают, что обезьяны, как и люди, основывают свой уровень метакогнитивной уверенности на беглости - насколько легко что-то увидеть, услышать или воспринять. Например, люди более уверены в правильности, достоверности или запоминаемости чего-либо (даже если это может быть не так), если это написано крупным шрифтом.
«У людей есть множество этих метакогнитивных иллюзий - ложные убеждения о том, как они лучше всего учатся или запоминают», - говорит Кантлон.
Поскольку другие виды приматов демонстрируют метакогнитивные иллюзии, как и люди, исследователи полагают, что эта когнитивная способность может иметь эволюционную основу. Когнитивные способности, имеющие эволюционную основу, скорее всего, проявятся в раннем развитии.
«Изучение метапознания у нечеловеческих приматов может дать нам основу для изучения метапознания у маленьких детей», - говорит Кантлон.«Понимание самых основных и примитивных форм метапознания важно для предсказания обстоятельств, которые приводят к хорошему или плохому обучению у человеческих детей».
Кантлон и Ферриньо определили, что у нечеловеческих приматов проявляются метакогнитивные иллюзии после того, как они наблюдали, как приматы выполняют ряд шагов на компьютере.
Обезьяна касается стартового экрана.
Он видит картинку, которая является образцом. Цель состоит в том, чтобы запомнить этот образец, потому что он будет протестирован на нем позже. Обезьяна касается образца, чтобы перейти к следующему экрану.
На следующем экране показан образец изображения среди некоторых отвлекающих факторов. Обезьяна должна коснуться изображения, которое она видела раньше.
Вместо того, чтобы сразу же получить вознаграждение - чтобы исключить решения, основанные исключительно на вознаграждении за ответ - обезьяна затем видит экран ставок, чтобы сообщить, насколько она уверена в своей правоте. Если он выбирает высокую ставку и оказывается прав, в банк жетонов добавляются три жетона. Как только банк жетонов заполнен, обезьяна получает угощение. Если он неправильно справится с заданием и сделает большую ставку, то потеряет три жетона. Если он сделал маленькую ставку, он получает один жетон независимо от того, прав он или нет.
Исследователи манипулировали плавностью изображений, сначала делая их более понятными, увеличивая контрастность (черное изображение), а затем делая их менее плавными, уменьшая контрастность (серое изображение).
Обезьяны с большей вероятностью делали высокие ставки, то есть были более уверены в том, что знают ответ, когда контрастность изображений увеличивалась.
«Беглость речи не влияет на реальную производительность памяти», - говорит Ферриньо. «Обезьяны с такой же вероятностью могут дать правильный или неправильный ответ. Но это влияет на то, насколько они уверены в своем ответе».
Поскольку метапознание может быть неверным из-за метакогнитивной иллюзии, почему тогда люди сохранили эту способность?
«Метапознание - это быстрый способ судить о том, знаете ли вы ответ», - говорит Ферриньо. «Мы показываем, что вы можете использовать метапознание и манипулировать им, но в реальном мире эти сигналы на самом деле довольно хороши в большинстве случаев».
Возьмите, к примеру, игру Jeopardy. Люди нажимают на зуммер быстрее, чем могут прийти к ответу. Сигналы с более высокой беглостью, такие как более короткие, более распространенные и более простые для произношения слова, позволяют разуму делать быстрые суждения о том, знает ли он ответ, даже если на самом деле он знает это слишком быстро.
Кроме того, во время презентации человек, которому представлен большой объем информации, может быть вполне уверен, что заголовок слайда лекции, написанный более крупным шрифтом, будет важнее запомнить, чем весь меньший текст ниже.
«То же самое и с обезьянами», - говорит Ферриньо. «Если они хорошо видели примерную картинку и им было легче ее кодировать, они будут более уверены в своем ответе и будут ставить по-крупному».