Охота за добычей: коллективный поиск или подход одиночки? Ученые создали модель, позволяющую определить, когда коллективный поиск является действенной стратегией сотрудничества

Охота за добычей: коллективный поиск или подход одиночки? Ученые создали модель, позволяющую определить, когда коллективный поиск является действенной стратегией сотрудничества
Охота за добычей: коллективный поиск или подход одиночки? Ученые создали модель, позволяющую определить, когда коллективный поиск является действенной стратегией сотрудничества

Волки в Канаде, львы в Серенгети или рыбаки в Южном океане либо охотятся в одиночку, сохраняя добычу при себе, либо стаями делясь добычей с другими. Решение о том, рассказывать ли другим хищникам о какой-нибудь вкусной добыче, - непростое решение, и хищник должен взвесить множество «за» и «против».

Но когда полезно делиться информацией о местонахождении бизона или богатой рыбалки, а когда глупо? Исследователи из Принстонского университета и Стокгольмского центра устойчивости искали подсказки для сотрудничества. В статье, опубликованной в PLOS Computational Biology, показано простое «эмпирическое правило», которое может помочь разобраться в этом сложном поведении.

Выводы потенциально важны для природоохранной деятельности, а также везде, где есть ограниченные ресурсы и группа потребителей, желающих получить доступ, будь то нефть или минеральные ресурсы, рыболовные угодья или биржевые маклеры на финансовых рынках.

Автор Джеймс Уотсон из Стокгольмского центра устойчивости объясняет: «Рыбаки, как правило, делятся информацией о лососе или других мигрирующих видах. Но они более скрытны и даже территориальны в отношении рыбных запасов, которые остаются более или менее в одном и том же месте. Например, в Скандинавии охотники за грибами довольно скрытно относятся к местонахождению дикорастущих грибов в лесах».

Используя математические модели поведения хищников и добычи, авторы обнаружили, что стратегия поиска одинокого волка наиболее привлекательна, когда время на поиск добычи и время, затрачиваемое на ее поедание, невелики. Сотрудничество, однако, является лучшей стратегией, когда требуется больше времени, чтобы найти и съесть добычу, например, крупного буйвола или богатое рыболовное угодье.

"Это сводится к одному центральному компромиссу: выгода от получения информации о местонахождении добычи и стоимость обмена добычей с другими хищниками."

Команда определила три основных временных масштаба, которые контролируют скорость, с которой хищники поедают добычу: как быстро движется добыча, как быстро добыча обнаруживается при поиске хищников и как быстро добыча поедается хищниками после того, как они были найдены. «Большому буйволу требуется много времени, чтобы поесть, поэтому за это время другие хищники могут приблизиться и разделить мясо», - говорит Уотсон..

Следующим шагом исследования является использование новых общих математических формул для расчета отдачи от обмена информацией для различных сред. «Мы хотим определить эволюционно стабильные стратегии в социальных группах. Это поможет нам понять, как животные, люди и предприятия коллективно организуются вокруг ресурсов», - говорит Уотсон.