По словам ученых из Лондонского университета королевы Марии (QMUL), шмелей можно научить забивать голы с помощью мини-мяча, демонстрируя беспрецедентные способности к обучению.
Их исследование, опубликованное в журнале Science, предполагает, что виды, чей образ жизни требует продвинутых способностей к обучению, могут научиться совершенно новому поведению, если возникнет экологическое давление.
Руководитель проекта и соавтор профессор Ларс Читтка из Школы биологических и химических наук QMUL сказал: «Наше исследование забивает последний гвоздь в крышку гроба идеи о том, что маленький мозг ограничивает поведенческую гибкость насекомых и только простые способности к обучению."
Предыдущие исследования показали, что шмели могут решать ряд когнитивных задач, но до сих пор они напоминали задачи, похожие на естественные действия пчел по добыче пищи, такие как дергание за веревочки для получения пищи.
В этом исследовании изучается поведенческая гибкость пчел для выполнения задач, с которыми насекомые не сталкиваются в естественных условиях.
«Мы хотели изучить когнитивные пределы шмелей, проверяя, могут ли они использовать неестественный объект в задаче, с которой, вероятно, никогда раньше не сталкивался ни один человек в истории эволюции пчел», - сказал доктор Клинт Перри, совместный ведущий автор, а также из Школы биологических и химических наук QMUL.
Эксперимент требовал, чтобы пчелы переместили шарик в указанное место, чтобы получить награду в виде еды. Сначала насекомые были обучены определять правильное положение мяча на платформе. Впоследствии, чтобы получить свою награду, пчелы должны были переместить смещенный шарик в указанное место.
Чтобы изучить технику, пчел обучали при одном из трех условий: одни наблюдали, как ранее обученная пчела перемещала самый дальний шарик в центр, чтобы получить награду, другие получали «призрачную» демонстрацию, где под ней был спрятан магнит. платформа использовалась для перемещения мяча, а третья группа не получила демонстрации, где они нашли мяч уже в центре платформы с наградой.
Пчелы, которые наблюдали за приемом на живом или модельном демонстраторе, усвоили задачу более эффективно, чем те, которые наблюдали демонстрацию «призрака» или без демонстрации.
Соавтор, доктор Олли Дж. Лукола, сказал: «Пчелы решили задачу не так, как было продемонстрировано, предполагая, что пчелы-наблюдатели не просто копировали то, что они видели, но улучшали его. Это показывает впечатляющая когнитивная гибкость, особенно для насекомого».
Во время демонстрации исследователи разместили три желтых шара на разном расстоянии от центра. Пчелы-демонстраторы всегда перемещали самый дальний шар к центру и всегда из одного и того же пространственного положения, поскольку они были обучены в условиях, когда ближние шары были неподвижны. Необученным пчелам дали три возможности понаблюдать, как опытная пчела выполняет задание таким образом.
В более поздних тестах, когда эти необученные пчелы были протестированы без присутствия опытного демонстратора, пчелы перемещали ближайший шар вместо самого дальнего шара, который, как они видели, перемещал демонстратор. В другом эксперименте пчелы также использовали шарики другого цвета, чем те, с которыми они встречались ранее.
Доктор Лукола добавил: «Возможно, шмели, как и многие другие животные, обладают когнитивными способностями для решения таких сложных задач, но они будут делать это только в том случае, если давление окружающей среды вынуждает к такому поведению».
Видео: