Мотивы, по которым куры переходят дорогу, часто ставятся под сомнение, но фазанам, вероятно, следует вообще избегать этого, как показывают новые исследования. Исследователи из университетов Эксетера и Кардиффа сравнили цифры дорожно-транспортных происшествий за 1960-е и 2010-е годы - до и после начала программ массового выпуска фазанов для отстрела - и обнаружили, что фазаны по-прежнему непропорционально чаще подвергаются наездам по сравнению с другими птицами. «Может быть несколько причин, по которым фазанов так часто убивают на дорогах, в том числе их короткое расстояние полета и относительно небольшой мозг», - сказал доктор Джоа Мэдден из Эксетерского университета.
"Наше исследование показывает, что крупномасштабный выпуск фазанов не изменил вероятность их гибели, но изменил время года, когда их убивают."
Время пика гибели фазанов на дорогах изменилось с начала лета 1960-х годов на осень и конец зимы в настоящее время.
Эти двойные пики совпадают с периодами в году, когда фазанов, выращенных в неволе, выпускают из загонов, и когда дополнительное кормление прекращается после окончания сезона отстрела.
«Фазаны в 2010-х годах больше не восприимчивы во время сезона размножения с июня по август, в отличие от 1960-х годов, возможно, потому, что относительно немногие из них успешно размножаются», - сказал доктор Мэдден..
Вместо этого первый пик гибели на дорогах приходится на сентябрь-ноябрь, когда фазаны расходятся из загонов для выпуска. Затем в течение зимы он снижается, но когда в феврале прекращается подкормка, мы наблюдаем второй пик.
Разведенные в неволе фазаны могут подвергаться риску после выпуска из загонов, потому что они не научились навыкам выживания.
"Выросшие в отсутствие родителей, у них просто нет возможности учиться."
Доктор Мэдден, чья работа финансировалась Европейским исследовательским советом, добавил: «Некоторые простые шаги могут помочь уменьшить дорожную гибель фазанов, например, кормить их подальше от дорог и продолжать кормить их с февраля по май, после сезона охоты. закончился, чтобы они не бродили по дорогам."
Исследователи использовали цифры дорожно-транспортных происшествий из проекта гражданской научной группы Project Splatter, созданной и координируемой доктором Сарой Перкинс из Университета Кардиффа.
"Наша работа демонстрирует, как изменения в поведении животных могут быть обнаружены с помощью данных о дорожно-транспортных происшествиях, сообщаемых представителями общественности, и ценность гражданской науки", - сказал доктор Перкинс..
Факты и цифры:
- В 1960-61 годах в Великобритании насчитывалось от 200 000 до 1 миллиона фазанов, что составляло 0,1-0,5% популяции гнездящихся птиц страны, но, по оценкам, 6.8% всех птиц, сбитых на дорогах, были фазанами (что делает их как минимум в 13 раз более гибельными на дорогах, чем можно было бы ожидать, если бы у всех птиц были равные шансы).
- К 2011 году, по оценкам, количество фазанов в течение года колебалось от 5,6 миллионов (3,6% от общего числа размножающихся птиц в Великобритании зимой) до 28 миллионов (7% от общей популяции птиц) после сезона размножения.
- Данные о дорожно-транспортных происшествиях за 2013-2016 годы, собранные Project Splatter, показывают, что вероятность гибели фазанов на дорогах по-прежнему непропорционально высока - в 5,4 раза выше, чем их доля в популяции зимой, и почти в 12 раз выше после сезона размножения. Эта вероятность снижается, если принять во внимание их большой размер тела, что делает их примерно в 1,3-1,6 раза более вероятными, чем ожидалось, что они умрут на дорогах, основываясь на общей массе тела.
- Цифры за 1999-2003 годы показывают, что ежегодно происходит 65 дорожно-транспортных происшествий с фазанами, и 6% из них привели к гибели людей или серьезным травмам. Статья, опубликованная в журнале Royal Society Open Science, озаглавлена: «Почему фазан перешел дорогу? Долгосрочные модели смертности на дорогах в связи с изменениями в управлении."