В 1915 году шотландский градостроитель и общественный деятель по имени Патрик Геддес призвал читателей своей книги «Города в эволюции» думать об общей картине при планировании на местном уровне.
Его увещевание в конце концов превратилось в крылатую фразу «Думай глобально, действуй локально», широко поддержанную экологическим движением, особенно в Соединенных Штатах.
И когда президент США Дональд Трамп объявил о выходе Соединенных Штатов из Парижского соглашения по климату в начале этого года, ряд городов и штатов США пообещали действовать в соответствии со своей версией «Думай глобально, действуй локально», путем сокращения местных и региональных выбросов углерода в соответствии с целями Парижского соглашения.
Но откуда город или регион может знать, насколько велик его углеродный след? У исследователей из Норвежского университета науки и технологии (NTNU) теперь есть ответ на этот вопрос, по крайней мере, для Европейского Союза.
В статье «Карта углеродного следа регионов ЕС» первый автор Диана Иванова и ее коллеги описывают, как они использовали опросы потребительских расходов, данные об окружающей среде и торговле для расчета первого в истории углеродного следа для 177 регионов в 27 странах ЕС.. Эти следы на региональном уровне были визуализированы в виде карт. Иванова является докторантом программы промышленной экологии НТНУ.
Исследователи также провели аналогичный анализ использования земли, воды и материалов, связанных с потреблением, для создания других интерактивных карт.
Сокращение, а не перераспределение выбросов
Климатическая политика ЕС устанавливает обязательные цели для 27 государств-членов региона, но Иванова говорит, что разные страны нуждаются в «более точном пространственном измерении информации, связанной с потреблением и окружающей средой, которая выходит за рамки средних национальных показателей».
Идея, по ее словам, состоит в том, чтобы убедиться, что политика по сокращению выбросов углерода действительно приводит к этому, а не перемещать производство этих выбросов из одного места в другое.
Возьмем производство автомобилей. «Если мы начнем импортировать автомобили, а не производить их внутри страны, может быть снижение выбросов в масштабах страны, но выбросы потребления могут остаться прежними - или даже увеличиться, в зависимости от эффективности производства», - сказала Иванова.
Теоретически, если в городе или регионе действует политика, поощряющая езду на велосипеде, а не вождение автомобиля, исследователи должны увидеть изменения в структуре потребления, с меньшим потреблением автомобильного топлива и меньшим количеством транспортных средств в целом, а также с падением потребления. на основе транспортных выбросов, сказала она.
Большие города, более богатые люди имеют больший след
Исследователи обнаружили, что более крупные города и более густонаселенные регионы имеют больший углеродный след, когда они рассмотрели общий углеродный след домохозяйств в регионе. Это измерение является информативным, но исследователи также хотели посмотреть на влияние отдельных людей, поэтому они рассчитали след на душу населения.
Этот второй расчет позволил исследователям увидеть, что люди с более высокими доходами несут ответственность за большее количество выбросов углерода на душу населения, сказала Иванова. По ее словам, один только уровень дохода может объяснить 30 процентов общих выбросов углекислого газа в домохозяйствах.
«Различные факторы влияют на то, как мы потребляем», - сказала она. «В нашем исследовании доход, по-видимому, объясняет большую часть различий в региональных факторах, поэтому, по сути, если мы знаем, как доход меняется с течением времени, мы можем выдвинуть гипотезу о том, как последуют выбросы».
Самая важная связь, о которой следует помнить, говорит она, заключается в том, что рост доходов, как ожидается, приведет к увеличению выбросов парниковых газов, потому что у людей будет более высокая покупательная способность.
«Понятно, что чем вы богаче, тем больше ваша покупательная способность и тем больше воздействие на окружающую среду, связанное с этим», - сказала она. "И чем ты богаче, тем больше летаешь и ездишь."
Мода и эмиссия
Когда исследователи рассмотрели выбросы от покупок одежды, услуг и промышленных товаров, они обнаружили более высокие региональные различия в углеродных следах, особенно в странах с более высоким неравенством доходов.
Италия и некоторые части Великобритании, особенно Лондон, имеют одни из самых высоких уровней выбросов, связанных с одеждой.
«В этих регионах были самые высокие расходы домохозяйств, связанные с одеждой», - сказала Иванова. «Итак, наша гипотеза заключалась в том, что результаты были обусловлены модой».
География имеет значение, но есть должны все
Исследователи обнаружили, что другие региональные различия в выбросах объясняются географическим положением. Выбросы, связанные с жильем, в основном были связаны с тем, где место было расположено на карте, что отражало то, сколько тепла может потребоваться жилищу. Самые низкие выбросы, связанные с жильем, были на Канарских островах, где их тропическое расположение смягчается пассатами. Область в Финляндии под названием Аландские острова имеет самый высокий углеродный след, связанный с жильем.
Когда исследователи изучили выбросы от потребления продуктов питания, они обнаружили очень небольшую разницу в выбросах между различными социально-экономическими группами. Короче говоря, все должны есть, но не всем нужно отапливать дома или летать на самолете на летние каникулы.
Различия между странами были наиболее выражены в Италии, Испании, Греции и Великобритании, которые имеют самые высокие различия в охвате различных регионов каждой страны.
Напротив, Дания и Чешская Республика были гораздо более однородны с точки зрения различий между регионами страны, сказала Иванова.
200 продуктов, 43 страны
Ключом к анализу исследователей является чрезвычайно большая и подробная база данных под названием EXIOBASE. Он был разработан исследователями Программы промышленной экологии NTNU в сотрудничестве с исследователями из Нидерландов, Австрии, Германии, Чехии и Дании.
База данных описывает мировую экономику для 43 стран, пяти регионов остального мира и 200 производственных секторов, что позволяет исследователям задавать вопросы о том, как потребление или производство различных продуктов или стран влияет на окружающую среду.
Затем исследователи соединили эту информацию с данными Евростата, который предоставляет статистическую информацию ЕС, и различных национальных статистических управлений, которые проводят обследования потребительских расходов.
Сочетание этих инструментов позволяет исследователям отслеживать все воздействия на окружающую среду от потребления или производства различных продуктов и услуг.
От австрийского сыра к региональной климатической политике
В качестве примера рассмотрим «потребление сыра средним австрийцем», сказала Иванова. «Какие ресурсы необходимы для производства сыра и откуда они берутся, от молока до рабочей силы, энергии и транспорта?»
Исследователи могут пойти еще глубже, сказала она, проследив влияние зерна, которое скармливали коровам, или воздействия на окружающую среду материалов, необходимых для производства грузовика, который доставляет сыр в магазин..
«История сыра становится довольно сложной, как вы можете себе представить, и каждый этап сопровождается воздействием на окружающую среду», - сказала она. «Мы ограничены в деталях, с которыми мы можем исследовать мировую экономику и путь продуктов».
Но будь то сыр или одежда, отопление или использование гостиниц, подход позволяет исследователям сравнивать регионы с точки зрения их потребления и количественно оценивать воздействие на окружающую среду, связанное с этим.
«Это имеет важные последствия для экологической политики», - сказала Иванова. «Он выделяет движущие силы выбросов, связанных с потреблением, и дает регионам возможность реализовывать жизнеспособные стратегии смягчения последствий».
Ссылка: Картирование углеродного следа регионов ЕС. Диана Иванова, Джебран Вита, Кьяртан Стин-Олсен, Константин Стадлер, Патрисия Си Мело, Ричард Вуд и Эдгар Г Хертвич. Письма об экологических исследованиях, том 12, номер 5