Если люди осведомлены о переработанной воде, они могут согласиться с тем, что она совершенно безопасна и на вкус такая же или даже лучше, чем их питьевая вода. Они могут даже согласиться, что это ответ на критический водный дисбаланс в Калифорнии, где северная треть штата содержит 75% воды, несмотря на то, что 80% потребности приходится на южные две трети.
Но это не значит, что они будут использовать переработанную воду, и уж точно не значит, что они будут ее пить. А причина кроется в слове "отвращение".
Это результат серии исследований психологов Калифорнийского университета в Риверсайде Мэри Говейн и Дэниела Хармона, недавно опубликованных в журнале Basic and Applied Social Psychology.
Предыдущее исследование, проведенное Хармоном и Говеном, показало, ощущают ли люди разницу во вкусе между переработанной водой, обычной водой из-под крана и бутилированной водой. Это исследование, опубликованное весной 2018 года, было основано на слепом дегустационном тесте и показало, что люди на самом деле предпочитают вкус переработанной воды обычной воде из-под крана.
Однако «Идея переработанных сточных вод в целом вызывает отвращение», - сказал тогда Хармон.
Эта идея была рассмотрена в последнем исследовании психологов. Если люди, испытывающие отвращение к идее переработанных сточных вод, будут осведомлены о ее безопасности и преимуществах, изменится ли их отношение? И изменят ли они свое поведение?
В исследовательской работе «отвращение» определяется как «сильное отвращение к потенциально вредному веществу». Помимо отвращения, в исследовании учитывались и другие факторы, которые отговаривают людей от использования переработанной воды. К ним относятся дезинформация, невежество и желание людей соответствовать социальным нормам.
Исследование включало три отдельных исследования, в которых приняли участие 886 человек.
В первом исследовании половина испытуемых просмотрела короткое интернет-видео в поддержку сохранения природы. Другая группа посмотрела короткое видео о воде, а не об ее сохранении, о городском мифе о том, что крокодилы живут в канализационной системе Нью-Йорка.
Исследователи обнаружили, что обе группы не сдвинулись с места в своей готовности поддержать устойчивое использование воды. В качестве причины 96% участников назвали отвращение. Уточняя рассуждения, исследователи спросили, мотивировали ли участники чистоту или страх перед болезнью. Шестьдесят пять процентов отметили чистоту.
Во втором исследовании снова использовались видео. Но на этот раз для преодоления реакции отвращения было также показано образовательное видео, демонстрирующее, что переработанные сточные воды не содержат загрязняющих веществ. Исследование показало, что видеоролики в поддержку сохранения и отвращения оказали «небольшое, но незначительное влияние на готовность людей использовать переработанные сточные воды».
В последнем исследовании участники просмотрели все три видео. Но на этот раз, после прохождения пост-видео опроса, им предложили бутылку воды с надписью «SMARTdrop - чистая переработанная вода» и попросили подписать петицию о сохранении.
Исследователи предположили, что участники, которые смотрели видео с выражением отвращения, с большей вероятностью примут воду и подпишут петицию. На самом деле одинаковое число во всех трех группах - около двух третей - взяли бутылку с водой и подписали петицию.
Результаты трех исследований противоречат предыдущим выводам, согласно которым информация СМИ может влиять на отношение людей к сохранению водных ресурсов. Вместо этого они показывают, что интернет-сообщения могут побуждать людей более позитивно относиться к устойчивому использованию водных ресурсов, но они не поощряют более устойчивое поведение в отношении водных ресурсов.
Статья, основанная на исследовании «Влияние интернет-сообщений и личной мотивации на решения по водопользованию», не рекомендует использовать интернет-видео о переработанных сточных водах только о нехватке воды и ее сохранении. Вместо этого исследователи призывают сосредоточиться на более интуитивных препятствиях на пути к отвращению. В качестве примера исследователи предлагают видео, в котором подчеркивается степень очистки воды на перерабатывающих заводах в рамках более масштабных кампаний по изменению поведения.
«Отвращение - это исключительно сильная мотивация, для преодоления которой может потребоваться более сильное вмешательство», - сказал Хармон.