Пресс-релиз: В Чернобыльской зоне отчуждения начались опасные дноуглубительные работы
2 сентября 2020 года, Брюссель, Бельгия Украина делает первые шаги по строительству внутреннего водного пути E40, нарушая национальное законодательство и потенциально выбрасывая ядерные отходы, которые могут подвергнуть миллионы людей, живущих в Киеве и между Чернобылем и столицей, повышенному радиационному риску.
-
Проект внутреннего водного пути E40 - это транснациональная инициатива по соединению Балтийского моря Сеанд Блэк Сетх через судоходное сообщение протяженностью 2000 км.
- Строительство водного пути E40 будет иметь ряд разрушительных воздействий - на людей, глобальный углеродный баланс и на природу.
- Украина начала реализацию проекта с дноуглубительных работ в Чернобыльской зоне отчуждения - миллионы людей могут подвергнуться повышенному радиационному риску.
- Важно провести стратегическую экологическую оценку (СЭО) для принятия информированного транснационального решения по проекту E40.
В Украине дноуглубление реки Припять в рамках строительства водного пути E40 начато на восьми участках, запланированных на этот год. Эта работа проводится в рамках восстановления двустороннего водного пути между Украиной и Беларусью и в качестве первых шагов гораздо более крупного проекта E40. Четыре из восьми объектов находятся всего в нескольких километрах от остатков печально известного Чернобыльского реактора №4, где в грязном русле реки скрыты остатки крупнейшей в мире ядерной катастрофы. Эта работа проводится на основе неполного анализа уровней радиации и без проведения каких-либо детальных исследований, как того требует украинское законодательство. Согласно независимому научному исследованию французской организации ACRO, 28 миллионов человек, живущих ниже по течению, которые зависят от реки Днепр в плане воды и пищи, могут подвергнуться повышенному радиационному риску, если дноуглубительные работы в Чернобыльской зоне отчуждения продолжатся. Кроме того, река Припять и Киевское искусственное озеро станут постоянными источниками радиоактивного загрязнения, поскольку для обеспечения успешной эксплуатации водного пути E40 потребуются ежегодные выемки грунта. Это приведет к загрязнению водоснабжения 8 миллионов человек, включая население Киева, в то время как орошение и использование вынутой почвы для сельского хозяйства может привести к загрязнению сельскохозяйственных культур, от которых зависят 20 миллионов украинцев. Ариэль Бруннер, старший руководитель отдела политики BirdLife в Европе и Центральной Азии, предупреждает, что «выкапывать радиоактивный материал и отправлять его по реке в густонаселенные районы - это безответственно. На самом деле вся E40 - это плохо продуманный и потенциально разрушительный проект, который продвигается вперед, полностью игнорируя законодательные акты SE и EI ». Планируемый водный путь E40 - это судоходная связь протяженностью 2000 км, которая свяжет Балтийское Сету с Черным морем. Транснациональная инициатива правительств Польши, Беларуси и Украины, Е40 продвигается ее сторонниками как новая коммерческая магистраль между портами Гданьск, Польша, и Херсон, Украина, которая привлечет инвестиции и создаст новые рабочие места. Однако технико-экономическое обоснование проекта на 2015 год было неполным по различным параметрам, в том числе с учетом экологических проблем. Участие общественности также не было обеспечено, и альтернативы для достижения стратегической цели улучшения грузового сообщения между Черным и Балтийским морями не были должным образом изучены. Полеси - это крупнейшие водно-болотные угодья Европы, включающие в себя массивные улавливающие углерод торфяники и важную среду обитания для находящихся под угрозой исчезновения европейских диких животных. Предложения Е40 включают выпрямление, углубление, строительство плотин и дноуглубление рек в некоторых из наиболее уязвимых частей Полесья. Эти изменения резко изменили бы режим паводков в этом районе. Помимо угрозы нарушения и перераспределения радиоактивных отложений, воздействие водного пути E40 приведет к высыханию рек, повреждению ландшафтов, негативному воздействию на дикую природу и уничтожению средств к существованию местного населения. Площадь имеет огромный потенциал для экотуризма, возможности для зеленого развития, которые также будут подорваны, если состоится Е40. Изменения в гидрологии региона также могут привести к высыханию торфяников Полесья, превратив важный поглотитель углерода в серьезный источник углерода. Нет никаких сомнений в том, что Украине необходимо улучшить транспортное сообщение со своими соседями и странами, находящимися дальше от нее, включая Европейский Союз, но водный путь E40 - не единственный вариант. Строительство E40 будет чрезвычайно дорогостоящим, по текущим оценкам, первоначальные инвестиции составят более 12 миллиардов евро, особенно в польский и белорусский участки. Учитывая высокие экологические, социальные, технические и юридические риски, существует большая вероятность того, что для этих участков не будет обеспечено финансирование, и без них украинский элемент проекта будет иметь мало смысла. Транспортировка товаров по внутреннему водному пути E40 будет медленнее, дороже, более загрязняет окружающую среду и менее надежна, чем электрическая железная дорога, поэтому строительство E40 не имеет смысла. Вместо этого приоритетом должны быть инвестиции в существующую железнодорожную сеть, соединяющую Балтийское и Черное моря. Правительствам следует модернизировать пограничные переходы, увеличить пропускную способность и скорость поездов, а также улучшить логистическую инфраструктуру для обеспечения трансграничной торговли. КОНЕЦ За дополнительной информацией обращайтесь: Хани Кохан, MediOfficer, BirdLife в Европе и Центральной Азии Телефон: +32 483 55 95 43; Электронная почта: [email protected] Иф Сильвер, сотрудник по вопросам политики, водные ресурсы и реки, Wetlands International - Европейская ассоциация: электронная почта: [email protected] ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ РЕДАКТОРОВ Спасем Полесье - это международное партнерство шести организаций гражданского общества. Мы стремимся защитить Полесье для граждан Беларуси, Польши, Украины и Европы в целом - сейчас и в будущем. Мы выступаем против строительства водного пути E40 и за развитие природного туризма в PolesiBirdLife, Европа и Центральная Азия, партнерство 48 национальных природоохранных организаций и лидера в области охраны птиц. Наш уникальный локальный и глобальный подход позволяет нам оказывать большое влияние на долгосрочное сохранение на благо природы и людей. BirdLife в Европе и Центральной Азии является одним из шести региональных секретариатов, входящих в состав BirdLife International. Базируясь в Брюсселе, он поддерживает Партнерство Европы и Центральной Азии и присутствует в 47 странах, включая все государства-члены ЕС. Имея более 4100 сотрудников в Европе, два миллиона членов и десятки тысяч квалифицированных волонтеров, BirdLife Europe and Central Asia вместе со своими национальными партнерами владеет или управляет более чем 6000 природных территорий на общей площади 320 000 гектаров. Wetlands International - Европейская ассоциация (WI-EA) - это ассоциация 10 неправительственных организаций из 6 европейских стран (Великобритания, ES, IT, PL, DE, FR), работающих вместе для повышения осведомленности об экосистемах водно-болотных угодий и защиты устойчивого использования водно-болотных угодий. для людей и природы, в частности, путем объединения науки, политики и практики. WI-E является частью Wetlands International, единственной глобальной некоммерческой сети, занимающейся сохранением и восстановлением водно-болотных угодий, таких как озера, болота и реки. Наше видение - мир, в котором водно-болотные угодья ценятся и лелеются за их красоту, жизнь, которую они поддерживают, и ресурсы, которые они предоставляют.