Амброзия обыкновенная - однолетнее растение, произрастающее в некоторых частях Соединенных Штатов и на юге Канады. Это инвазивный вид, который распространился по Европе. Важный сельскохозяйственный сорняк, это растение особенно хорошо приспособлено к жизни по обочинам дорог, и есть несколько теорий, почему.
Его быстрое распространение в Европе нельзя объяснить его естественной скоростью распространения, которая ограничена расстоянием около 1 метра. Скорее, есть другие факторы, опосредованные человеком, которые поддерживают успех его вторжения - например, вдоль дорог он распространяется в основном благодаря сельскохозяйственной технике, движениям почвы, обслуживанию дорог и дорожному движению.
Изучение закономерностей распространения амброзии обыкновенной важно, поскольку ее аллергенная пыльца влияет на здоровье человека, в основном в юго-восточной части Центральной Европы, Италии и Франции. Выяснение того, где он процветает и почему, может помочь в управлении и контроле его популяции.
Вот почему ученые Андреас Лемке, Саша Буххольц, Инго Коварик и Мориц фон дер Липпе из Берлинского технического университета и Уве Штарфингер из Института Юлиуса Кюна решили изучить факторы, вызывающие нашествие амброзии на обочинах. Нанеся на карту 300 км обочин в известном очаге амброзии в немецкой земле Бранденбург, они зафиксировали плотность растений на обочинах вдоль различных типов дорожных коридоров и в зависимости от интенсивности движения в течение пяти лет. Затем они исследовали влияние плотности движения и типа среды обитания, а также их взаимодействия на динамику этих популяций. Их исследование опубликовано в рецензируемом журнале NeoBiota с открытым доступом.
Удивительно, но дорожные ячейки с интенсивным движением демонстрировали стабильно высокие темпы роста популяции даже на затененных и менее нарушенных участках дорог, а это означает, что одного затенения недостаточно для контроля нашествий амброзии на этих участках. Рост популяции происходил даже на обочинах дорог с менее подходящими условиями обитания - но только вдоль дорог с интенсивным движением, и снижался при снижении интенсивности движения. Это указывает на то, что распространение семян транспортными средствами и обслуживанием дорог может хотя бы частично компенсировать менее благоприятные условия обитания. На нарушенных участках дорог с низким трафиком постоянно наблюдался высокий прирост населения, что подчеркивает важность нарушений в дорожных коридорах как движущей силы для нашествий обыкновенной амброзии.
Эти результаты имеют практическое значение для управления средой обитания и популяцией амброзии вдоль дорожных сетей. Сокращение укоренившихся придорожных популяций и их семенного фонда на критических участках дорожной сети, введение скорректированного режима скашивания и создание густого растительного слоя могут локально ослабить, подавить или искоренить придорожные популяции амброзии.