Мусс со вкусом клубники на 10 % слаще, если подавать его в белой таре, а не в черной. Вкус кофе почти в два раза насыщеннее, если его пить из белой кружки, а не из прозрачного стекла. Если добавить две с половиной унции к весу пластикового контейнера для йогурта, йогурт будет казаться на 25% более сытным.
Теперь Адриана Маджаров, исследователь сенсорного маркетинга и доцент Технологического института Стивенса, показывает, что, когда люди с высоким самоконтролем прикасаются к еде непосредственно руками (а не косвенно с посудой), они не только испытывают оно как бы вкуснее и сытнее, но съедают его больше. Работа, опубликованная в выпуске Journal of Retailing от 19 декабря, может не только предложить способ повысить привлекательность продуктов питания, но и предложить розничным торговцам простой способ сделать процесс приема пищи более приятным для потребителей, пробующих еду.
"Интересный эффект", - сказал Маджаров. «Это такая маленькая доработка, но она может изменить то, как люди оценивают ваш продукт».
В своем первом эксперименте Маджаров попросила 45 студентов бакалавриата визуально осмотреть и оценить кубик мюнстерского сыра, подержать его перед едой, а затем попросить их ответить на вопросы об их пищевом поведении. Половина участников попробовала кубик сыра с насадкой для закуски, а другая половина попробовала кубик сыра без насадки. Первоначально две группы - прямое прикосновение и непрямое прикосновение - не указывали на какую-либо разницу между сыром с насадкой и без нее перед тем, как съесть ее.
Маджаров обнаружил, что участники, сообщившие о высокой степени самоконтроля при потреблении пищи - люди, которые сообщают, что могут устоять перед вкусной пищей и осознают, что и сколько они едят, - воспринимали сыр как более вкусный и аппетитный. после того, как они его съели. Тем не менее, это открытие не относится к людям, которые сообщают о низкой степени самоконтроля при потреблении пищи.
«Эти две группы, по-видимому, не одинаково обрабатывают сенсорную информацию», - сказал Маджаров. «Наши результаты показывают, что у людей, которые регулярно контролируют потребление пищи, прямое прикосновение вызывает усиленную сенсорную реакцию, делая пищу более желанной и привлекательной».
Даже когда Маджаров манипулировал мышлением участников о самоконтроле, целях и потреблении пищи, эти результаты сохранялись, предполагая, что высокая степень самоконтроля влияет на то, как люди воспринимают пищу, когда они прикасаются к ней напрямую руками - будь то самоконтроль реальный или подготовленный.
В этом втором эксперименте Маджаров разделил новую группу из 145 студентов бакалавриата на две группы. Первой группе было предложено представить, что они решили быть более осторожными в своем питании и сократить чрезмерное потребление пищи, чтобы достичь своей долгосрочной цели - быть в форме и быть здоровыми. Во-вторых, что они решили все время меньше беспокоиться о своем весе и чаще позволять себе баловаться вкусняшками, чтобы наслаждаться жизнью и испытывать ее удовольствия.
Всем участникам выдали пластиковый стаканчик с четырьмя мини-пончиками внутри - половина с закусками и половина без закусок. Как и в первом эксперименте, участников попросили визуально осмотреть и оценить мини-пончики по гедонистическим качествам, таким как текстура, свежесть, качество и питательность. Она также поручила им сообщать об уровне их концентрации и внимания при поедании мини-пончиков, чтобы получить меру внимательности и сенсорного опыта.
Маджаров обнаружил, что когда участники были настроены на самоконтроль (а не на снисходительность), они оценивали пробу пищи более позитивно, когда касались ее непосредственно руками. Это также предполагает, что механизмом, управляющим этим эффектом, было усиление сенсорного опыта, о котором сообщали участники в условиях прямого прикосновения/самоконтроля.
Прошлые исследования изучали, например, как вес и текстура контейнеров и чашек влияют на то, как люди оценивают еду или напиток, и подтвердили, что тактильный отклик от сигналов, внешних по отношению к еде, важен. Тем не менее, это первый случай, когда прямое прикосновение к еде было оценено как способ повлиять на то, как люди воспринимают еду, и, возможно, повлиять на поведение потребителей.
Два года назад Маджаров также обнаружил, что даже запах кофе, в котором нет кофеина, повышает успеваемость по математике.