Раскрыт секрет импасто Рембрандта

Раскрыт секрет импасто Рембрандта
Раскрыт секрет импасто Рембрандта

Рембрандт ван Рейн произвел революцию в живописи с эффектом 3D, используя свою технику импасто, когда густая краска делает шедевр выступающим над поверхностью. Благодаря ESRF, Европейскому синхротрону, Гренобль, Франция, три столетия спустя международная группа ученых во главе с факультетом материаловедения и инженерии Делфтского технологического университета и Государственным музеем выяснила, как он это сделал. Исследование опубликовано в Angewandte Chemie.

Impasto - это густая краска, нанесенная на холст в количестве, позволяющем ей отстояться от поверхности. Рельеф импасто увеличивает уловимость краски за счет повышения ее светоотражающих текстурных свойств. Ученым известно, что Рембрандт, воплощение голландского Золотого века, добился эффекта импасто, используя материалы, традиционно доступные на голландском рынке красок 17 века, а именно свинцовые белила (смесь гидроцеруссита Pb3(CO3)2(OH)2 и церуссит PbCO3), органические среды (преимущественно льняное масло). Однако точный рецепт был неизвестен до сегодняшнего дня.

Плюмбонакрит, Pb5(CO3)3O(OH)2, является таинственным недостающим компонентом эффекта импасто, обнаруженным исследователями из Нидерландов и Франции. Крайне редко встречается в исторических слоях краски. Он был обнаружен в некоторых образцах картин 20-го века и в деградировавшем свинцовом пигменте на картинах Ван Гога. «Мы вообще не ожидали найти эту фазу, поскольку она так необычная для картин старых мастеров», - объясняет Виктор Гонсалес, главный автор исследования и научный сотрудник Рейксмузеума и Технологического университета Делфта. «Более того, наше исследование показывает, что его присутствие не случайно или из-за загрязнения, а является результатом преднамеренного синтеза», - добавляет он.

Европейский синхротрон, ESRF, сыграл важную роль в этих открытиях. Команда отобрала крошечные фрагменты из «Портрета Мартена Сулманса» (Рейксмузеум), «Вирсавии» (Лувр) и «Сюзанны» (Мавритсхёйс) - трех шедевров Рембрандта. Используя лучи ESRF, они количественно определили кристаллические фазы в импасто Рембрандта и в соседних слоях краски, смоделировали морфологию и размер кристаллитов пигмента и получили карты распределения кристаллической фазы в микромасштабе.

Образцы были размером менее 0,1 мм, что требовало небольшого и интенсивного луча, подаваемого синхротроном. Ученые проанализировали их на двух каналах ESRF, ID22 и ID13, где они объединили рентгеновскую дифракцию с высоким угловым разрешением (HR-XRD) и микрорентгеновскую дифракцию (?-XRD). «В прошлом мы уже успешно использовали комбинацию этих двух методов для изучения красок на основе свинцовых белил. Мы знали, что эти методы могут предоставить нам высококачественные дифракционные картины и, следовательно, точную информацию о составе краски», - объясняет Марин Котт., ученый из ESRF, лауреат премии Декарта-Гюйгенса 2018 года за свои исследования в области сохранения произведений искусства.

Анализ данных показал, что Рембрандт намеренно модифицировал материалы для живописи. «Присутствие плюмбонакрита указывает на щелочную среду. Основываясь на исторических текстах, мы полагаем, что Рембрандт для этой цели добавлял в масло оксид свинца (глет), превращая смесь в пастообразную краску», - объясняет Котте.

Прорыв открывает путь к долгосрочному сохранению и сохранению шедевров Рембрандта. Однако количество исследованных образцов недостаточно велико, чтобы оценить, систематически ли содержат свинцовые белила плюмбонакрит. «Мы работаем с гипотезой о том, что Рембрандт мог использовать другие рецепты, и именно поэтому мы будем изучать образцы с других картин Рембрандта и других голландских мастеров 17-го века, включая Вермеера, Хальса и художников, принадлежащих к кругу Рембрандта». объясняет Аннелис ван Лун, ученый из Государственного музея.