В 1950-х и начале 60-х годов, когда холодная война была в разгаре, Соединенные Штаты летали на самолетах-шпионах U2 над Европой, Ближним Востоком и Центрально-Восточной Азией, делая снимки интересных военных объектов. Хотя миссии обычно соединяли точку А с точкой Б, скажем, аэродром и важный город, во многих случаях камера продолжала запись между этими точками, делая тысячи фотографий пустыни, степей, полей и деревень внизу.
Такая коллекция может представлять собой золотую жилу для ландшафтных археологов, таких как Эмили Хаммер из Пенсильванского университета и Джейсон Ур из Гарвардского университета. Но на протяжении десятилетий все фильмы и документы об этих миссиях, получивших кодовое название CHESS от правительства США, оставались засекреченными. И даже когда они стали общедоступными в 1997 году, они не были проиндексированы или отсканированы.
До сих пор большая часть такой исторической аэрофотосъемки поступала из программы спутников-шпионов CORONA, которую США проводили в период с 1959 по 1972 год. Но только изображения CORONA с самым высоким разрешением, сделанные в течение последних пяти лет программы., полезны для большинства археологических целей. Фотографии U2 более ранние и имеют более высокое разрешение, чем даже лучшие изображения CORONA, предлагая возможность увидеть исторические особенности, которые CORONA не поддается расшифровке или которые уже исчезли к моменту этих миссий.
Зная о том, какую потенциальную информацию могут дать изображения U2, Хаммер и Ур начали просеивать материалы. Проанализировав тысячи кадров с высоким и низким разрешением, они обнаружили множество исторических и археологических особенностей, в том числе доисторические охотничьи ловушки, 3000-летние оросительные каналы и 60-летние болотные деревни, которых сегодня уже не видно. Работа, которую они опубликовали в журнале Advances in Archaeological Practice, представляет собой первое археологическое использование изображений самолета-шпиона U2 - и новое и захватывающее окно в историю.
«Фотографии представляют собой захватывающий взгляд на Ближний Восток несколько десятилетий назад, показывая, например, исторический Алеппо задолго до массовых разрушений, вызванных продолжающейся гражданской войной», - говорит Хаммер, доцент Пенсильванского университета Ближнего Востока. кафедра языков и цивилизаций. «Кроме того, работа и сопутствующие онлайн-ресурсы позволят другим исследователям впервые идентифицировать и получить доступ к фотографиям U2».
Хаммер и Ур десятилетиями проводили исследования на Ближнем Востоке, в Турции, Азербайджане, Иране, Ираке и Сирии. Они также широко использовали шпионские спутниковые снимки CORONA. Однако многие из этих наборов изображений не были настолько давними, как хотелось бы Хаммеру. «Мы знали, что самолеты-шпионы U2, должно быть, сделали тысячи снимков на больших участках Ближнего Востока, но не было простого способа получить доступ к негативам или воспроизвести их», - говорит она.
Случайная встреча с Линь Сюй, исследователем, который получил изображения U2 своего родного города в Китае, побудила Хаммера и Ура продолжить работу. «Увидев удивительное качество этих архивных фотографий, - говорит Хаммер, - мы поняли, что детективная работа стоит того, чтобы составить их систематический указатель».
Это был нелегкий процесс. Заранее им нужно было выбрать пленки, которые они хотели переместить из хранилища Национального архива в Канзасе в секцию аэрофотосъемки в Мэриленде. Оказавшись там, исследователи размотали сотни футов пленки на световом столе, чтобы определить подходящие кадры, а затем сфотографировали негативы по частям, используя 100-миллиметровый макрообъектив. Позже они соединили и отрегулировали каждый кадр, а затем привязали фотографии к географическим координатам с помощью программного обеспечения ГИС, чтобы сопоставить изображения с координатами реальных мест.
Несмотря на утомляемость некоторых отдельных задач, процесс взволновал Хаммера.«Когда вы поворачиваете катушку с пленкой, следуя по пути самолета U2, вы можете не знать точно, что увидите в незнакомых местах, поэтому часто возникает ощущение исследования и открытия», - говорит она. «В других случаях пилоты летали над районами, которые я знал наизусть по путешествиям и учебе, и я почти затаил дыхание, надеясь, что самолет немного отклонился вправо или влево».
Часы работы окупились, обнаружив множество важных археологических особенностей, в том числе доисторические охотничьи ловушки, называемые пустынными коршунами, в восточной части Иордании, систему ассирийских каналов в северном Ираке и болота в южном Ираке. бумага.
Пустынные воздушные змеи, конструкции с каменными стенами, построенные 5 000-8 000 лет назад, использовались для ловли газелей и других подобных животных. Сухая пустыня восточной Иордании сохранила многие из них, но сельскохозяйственная экспансия в западной Иордании разрушила или разрушила многие другие. Спутниковые снимки возвращают их к жизни, демонстрируя паутину ромбовидных ограждений с чем-то вроде длинных хвостов коршуна, предлагая лучший на сегодняшний день вид этих важных охотничьих инструментов.
Вторая особенность, система каналов в северном Ираке, дает представление о том, как ранняя империя поддерживала свою власть и управляла, объясняет Хаммер. «Ассирийцы построили первую крупную, долговременную, мультикультурную империю древнего мира, поэтому многих людей интересует, как они организовывали территорию, контролировали людей, строили свои огромные города и управляли землей», - говорит она. «Ирригационная система кормила королевские столицы, делала возможным сельскохозяйственное производство излишков и обеспечивала водой деревни».
Наконец, изображения юга Ирака, сделанные U2, показывают планировку, размер и экологическое положение болотных арабских общин в конце 1950-х и начале 1960-х годов, многие из которых исчезли после того, как массивные плотины гидроэлектростанций в Турции, Сирии и Ираке были конфискованы. реки, и особенно после того, как правительство Саддама Хусейна преднамеренно осушило болота. До этого «люди вели там уникальный образ жизни в течение тысяч лет, пасли водяных буйволов, строили дома и всевозможные вещи из тростника, жили на плавучих островах из тростника, сажали финиковые пальмы и занимались рыбной ловлей», - говорит Хаммер. «Теперь мы можем изучать пространственную организацию, демографию и образ жизни этих сообществ».
Хотя три археологических объекта представляют разные исторические временные масштабы, уходящие в прошлое на тысячи лет или всего лишь на десятилетия, все они демонстрируют, как люди меняют природный ландшафт, часто таким образом, который виден только с высоты 70 000 футов.
Аэрофотоснимки, подобные тем, что были получены в ходе шпионских миссий U2, позволяют таким археологам, как Хаммер и Ур, путешествовать во времени. «Деятельность древних человеческих сообществ часто оставляла масштабные следы на ландшафте», - говорит Хаммер. «Вы не можете видеть эти узоры, когда стоите на них, но так же, как если отступить от пятен краски на картине импрессионистов, открывается полная картина, аэрофотоснимки и спутниковые снимки позволяют проявиться узорам."